«Жаль, не встретился инопланетный корабль»: выпускник МАИ Александр Лазуткин о шести месяцах на орбите

12 апреля 2024
«Жаль, не встретился инопланетный корабль»: выпускник МАИ Александр Лазуткин о шести месяцах на орбите

Выпускник Московского авиационного института Александр Лазуткин шёл к реализации своей мечты — отправиться в космос — больше 30 лет. Счастье стать ближе к звёздам выпало ему на 184 дня 22 часа и 7 минут.

Космос вошёл в жизнь Александра Лазуткина в детстве — с книгами Герберта Уэллса, братьев Стругацких, Станислава Лема. Уже тогда он решил, что сделает всё, чтобы полететь на орбиту.

— Я легко поступил в Московский авиационный институт на факультет «Летательные аппараты» (сейчас — институт № 1 «Авиационная техника» МАИ — прим. ред.) — рассказывает Герой России Александр Лазуткин.

В дни открытых дверей к студентам нередко приезжали прежние выпускники МАИ, уже состоявшиеся космонавты. Александру особенно запомнилось, как о своих полётах рассказывал дважды Герой Советского Союза Александр Иванченков, общий космический стаж которого превысил 147 суток. Не тогда ли Лазуткин поставил перед собой цель — побить этот рекорд?

Но по обязательному для выпускников техникумов и вузов распределению он на три года был оставлен на кафедре.

— А в Конструкторское бюро «Энергия» имени С. П. Королёва я пришёл в 1984 году как инженер. В частности, мы занимались подготовкой космонавтов по управлению кораблём и станцией. Мне выпало готовить к полёту Светлану Савицкую, — говорит космонавт.

Александр сразу заявил о своём желании вступить в отряд космонавтов, но зачислен в него был только в 1992 году. Лишь с третьего раза удалось пройти медицинскую комиссию — вот куда ушли ещё четыре года. В ту пору требования к состоянию здоровья космонавтов были жесточайшими.

— Отменное здоровье требуется космонавту, чтобы не возникло причин для прерывания полёта, — объясняет Александр Иванович. — А ненадолго слетать в космос несложно, это удалось недавно и актрисе Юлии Пересильд, и семерым космическим туристам, и все чувствуют себя нормально.

Eщё пять лет заняло специальное обучение будущего космонавта Лазуткина.

— От нас требуют знания всей техники, на которой летим, которой пользуемся. Врач в экипаже — и тот обязан знать технику, — рассказывает Александр Лазуткин. — Это у американцев узкоспециализированный подход, там бортинженер управление корабля на себя не возьмёт.

Наконец 10 февраля 1997 года Лазуткин отправился в свой космический полёт.

— Звёзды стали ближе, ярче, Солнце в чёрном небе выглядело необычно, жаль, не встретился инопланетный корабль. Одиноки мы или нет во Вселенной — для меня вопроса не существует. Хотя кто-то ещё и пытается доказать, что мы одни во всём космическом пространстве. Я же уверен в обратном, — заявляет космонавт.

И полученное образование, и усиленные тренировки позволили Лазуткину спокойно перенести первую нештатную ситуацию, возникшую во время стыковки корабля «Союз ТМ-25» с космической станцией «Мир».

— Отказал автоматический контур, и мы состыковались вручную, — вспоминает он.

Серьёзная авария случилась 25 июня 1997 года. При стыковке транспортно-грузового корабля «Прогресс М-34» со станцией «Мир» под удар попал модуль «Спектр».

— Произошла разгерметизация. Добраться до места, куда врезался «Прогресс», было невозможно, поэтому приняли решение законсервировать пострадавший модуль, чтобы вся станция жила дальше, — объясняет космонавт.

Последнее испытание случилось при возвращении: слишком далеко от Земли включился двигатель мягкой посадки.

— Ударная волна прошла через всё тело, перехватило дыхание, точно кто-то попал в солнечное сплетение. Но когда в иллюминаторе показался человек, мы жестами объяснили: всё нормально, — говорит Александр Иванович.

Через 10 лет его по медицинским показаниям освободили от должности космонавта-испытателя.

— Из-за инфаркта, — вздыхает Лазуткин.

Говоря о сегодняшнем Дне космонавтики, Александр Лазуткин отмечает огромное количество преимуществ в строительстве будущей Российской орбитальной станции.

— Пожалуй, самое важное заключается в том, что на своей станции мы наконец-то сможем заниматься теми испытаниями, которые нам требуются, без согласования с кем-либо, — резюмирует Герой России.

В этот день было

Первый полёт на самолёте Су-34
Первый полёт лёгкого многоцелевого одномоторного шестиместного самолёта-триплана "Молния-1"
Создана Ассоциация "Аэропорт"