Из офиса в край вулканов: как маёвец превратил любовь к походам в бизнес
14 мая 2024Выпускник института № 8 «Компьютерные науки и прикладная математика» МАИ Дмитрий Стариков провёл детство на Камчатском полуострове. Ещё в первых походах с родителями он полюбил красоту гор, ночёвки в палатках и закаты на берегу океана.
Защитив диплом и став веб-программистом, маёвец не смог усидеть в офисе: однажды взял отпуск за свой счёт и на три месяца отправился в родные края с рюкзаком за спиной. А через несколько лет его хобби из средства борьбы с выгоранием превратилось в семейный бизнес.
Учёба
Я с большой пользой провёл в МАИ пять с половиной лет, постигая не только математические дисциплины и компьютерные науки, но и другие полезные предметы, например экономику и управление проектами. Всегда старался не просто освоить программу, а применить свои знания — участвовал в маёвской «Аэрокосмической декаде», где пригодилось понимание криптографии и алгоритмов, развивал навыки проектного менеджмента в студенческом бизнес-инкубаторе. С третьего курса начал углубляться в веб-разработку и в итоге связал с ней свою карьеру.
В МАИ я не только получил базовые компетенции, но и развил soft skills, научился системно мыслить и решать задачи через фундаментальное понимание предмета работы.
Другая сторона инженерного образования скрыта между строк — вы учитесь оперировать большими объёмами информации, выделять самое главное, мыслить абстрактно, критически, систематизировать своё время и задачи, собирать статистику для вынесения взвешенного решения, предвидеть последствия тех или иных действий, раскладывать на простые составляющие сложные процессы.
Начало карьеры
Получив диплом, я почти сразу же устроился по специальности и приступил к разработке CRM-системы для агентства недвижимости. Разнообразная учёба сменилась монотонными рабочими буднями.
В свой первый отпуск я отправился в поход в Заполярье. В небольшие походы я ходил ещё в детстве, так что хорошо забытое хобби быстро заняло важное место в моей жизни.
Примерно через полтора года я попал на презентацию туристических маршрутов по Камчатке, и в моей голове поселилась мысль вернуться в родные края. Мне удалось договориться с руководством на отпуск за свой счёт при условии, что я успею вовремя запустить проект. И вот летом 2016 года я с чистой совестью отправился в путь. За то лето я прошёл с рюкзаком несколько сотен километров в составе групп и в одиночку. Больше месяца провёл в палатке, взобрался на несколько вулканов, обследовал гроты, увидел медведей, морских львов и тюленей.
Потом я снова вернулся к работе в офисе, но желание уехать в горы не покидало. Летом 2018-го я уже работал в другом месте — руководил небольшой командой в технологическом стартапе. И опять мне удалось получить отпуск за свой счёт на целых три месяца. Их потратил на то, чтобы погулять по горам вдвоём со своей будущей женой и поработать гидом в одной из камчатских компаний. Ещё я организовал поход для своих знакомых.
Именно то лето определило мою цель — создание собственного проекта.
«Племя»
Я вернулся домой и стал работать над формой будущего проекта. Многие маршруты мы с женой уже знали. У меня накопился достаточный туристский опыт, было умение организовывать коллектив. Инженерный бэкграунд помогал во многих делах: расчёте продуктового набора в походе, систематизации разнородных задач, разработке сайта.
Название проекта — «Племя» — появилось довольно быстро. Логотип помог сделать друг-дизайнер. Мы определили целевую аудиторию, провели калькуляцию себестоимости, создали сайт, завели странички в соцсетях и запустили рекламу. Стартовый капитал был совсем небольшим — около 20 тысяч рублей.
Весной 2019 года мы провели всю подготовку: закупили продукты и оборудование, позаботились о спутниковой связи и навигации, заключили договорённости по аренде жилья и трансферам. Также сделали руководство по выбору экипировки и тренировкам. Во время походов мы рассказывали про историю полуострова, его культуру, животных, часто добавляли в рацион местные растения и грибы — это стало нашей отличительной чертой.
Уже прошло пять сезонов, мы провели 12 программ (по два-три похода за сезон), в которых участвовало от 10 до 25 человек. Кроме Камчатки мы ездили на Кубань, Кавказ и в Калмыкию. За эти годы мы обзавелись горой экипировки, разведали малоизвестные маршруты, решили вопросы с сезонным проживанием (я построил небольшой домик), приобрели микроавтобус. И самое главное — получили большой опыт организации собственного дела.
Принципы ведения бизнеса
Всё время ведения проекта я продолжал работать веб-разработчиком. В последние годы занимался рядом национально значимых проектов в области электронных архивов.
Конечно, проект даёт дополнительную нагрузку и превращает все «отпуска» в работу. Но если вы планируете свой бизнес, по крайней мере на первых порах рассмотреть такой подход стоит: если проект не взлетит, у вас останется источник дохода.
Мы определили для себя и другие важные принципы ведения бизнеса: вкладывать, а не арендовать; разобраться самостоятельно во всём — хороший руководитель должен понимать ценность по всем этапам; закреплять договором и предоплатой любые партнёрские предложения; закладывать бюджет не только на развитие, но и на непредвиденные кризисы.
Если говорить про будущее проекта, то у нас большие планы: новые горные регионы, автопоездки и даже яхтинг — в прошлом году я получил лицензию шкипера. Хотим расширять географию, охватывая как российские регионы, так и зарубежные.