Разработка учёных МАИ продлит жизнь оборудованию на Российской орбитальной станции

23 июля 2024
Разработка учёных МАИ продлит жизнь оборудованию на Российской орбитальной станции

Генеральный график создания Российской орбитальной станции (РОС) утвердили 2 июля: уже через три года на орбиту запустят первый научно-энергетический модуль. Московский авиационный институт принимает активное участие в работе над этим проектом. И одна из последних разработок учёных МАИ как раз предназначена для использования на борту РОС: речь идёт о технологии производства специальных покрытий, которые помогут защитить бортовое оборудование космических аппаратов от перегрева и преждевременного выхода из строя.

О том, в чём важность разработанной технологии для РОС, рассказал руководитель проекта, профессор, старший научный сотрудник НИО «Технологии производства приборов и информационных систем управления летательных аппаратов» МАИ Андрей Жуков.

Андрей Александрович, расскажите, пожалуйста, о вашей разработке: в чём её уникальность?

Уникальность разработки заключается в доступном способе получения терморегулирующего покрытия корпусов бортовой аппаратуры космических аппаратов. Такое покрытие устойчиво к дестабилизирующим факторам космического пространства.

А в чём отличие этой технологии от существующих сейчас решений?

Дело в том, что сегодня для защиты аппаратуры в космосе используются лакокрасочные терморегулирующие покрытия, отражающие либо поглощающие солнечные лучи. Их основной недостаток состоит в невысокой устойчивости к воздействию факторов космического пространства, из-за которых, по оценкам отечественных и зарубежных экспертов, происходит более 50 % отказов и сбоев в работе космических аппаратов.

Керамикоподобные покрытия, получаемые на алюминиевых сплавах методом микродугового оксидирования согласно нашей технологии, помимо необходимых термооптических характеристик обладают высокой устойчивостью к таким дестабилизирующим факторам космического пространства, как эрозия и воздействие атомарного кислорода на орбите высотой примерно 400 км от поверхности Земли, поскольку состоят в основном из γ-Al2O3 и α-Al2O3 (корунд) — термодинамически стабильной формы оксида алюминия.

Какие преимущества вашего технического решения перед аналогами?

Предложенный нами способ получения покрытий основан на технологии микродугового оксидирования, имеет более низкую температуру формирования по сравнению с аналогами, импортонезависим, то есть при реализации отсутствуют импортные материалы и комплектующие.Для каких целей создаются покрытия? Как могут применяться в спутниках, ведь это тоже одно из важных направлений развития отрасли?

Как я уже упоминал, при функционировании бортовой аппаратуры в космосе выделяется тепло. Кроме того, если аппарат находится на солнечной стороне температура возрастает из-за солнечного излучения. Для терморегулирования бортовой аппаратуры применяют специальные покрытия, позволяющие поглощать, излучать в пространство тепловое излучение за счёт специальных термооптических свойств, поскольку конвекционный теплообмен в космосе отсутствует. Так, новые покрытия будет возможно как на малых спутниках, так и на борту Российской орбитальной станции.

А если говорить об аналогах такого покрытия в мире...

Аналоги разработки в мире существуют. Но покрытия, создаваемые с применением технологии микродугового оксидирования, обладают высокой устойчивостью к дестабилизирующим факторам космического пространства, поскольку состоят из предельных оксидов.

Вы имеете патент. А какие дальнейшие действия в рамках данного проекта?

В рамках патента планируется космический эксперимент на РОС для проверки свойств покрытий, полученных по предложенному способу. Эти эксперименты уже внесены в план работ на РОС.

Кто в вашей команде?

В нашей команде специалисты кафедр 1203 («Технология производства приборов и информационных систем управления летательных аппаратов») и 205 («Технология производства двигателей летательных аппаратов») МАИ, аспиранты.

Кроме работы над технологией покрытия, коллектив института № 12 МАИ работает над созданием эффективных теплоотводов от бортовой аппаратуры Российской орбитальной станции. Расскажите, пожалуйста, немного об этом. На какой стадии работа?

Работа находится на стадии инженерной проработки космического эксперимента, в котором задействованы специалисты различного профиля: конструктора, материаловеды, технологи. Проект носит характер междисциплинарного и его успешная реализация невозможна с привлечением только узких специалистов в одной области.

В этот день было

Первый запуск турбовального двигателя ВК-1500ВМ
Участие самолетов Су-30 и Су-35 в авиашоу в Дубаи
Начало серийного выпуска на заводе № 29 в Омске двигателй АШ-82ФН для Ту-2 и Ла-7