«Вы удивитесь, но учебники тоже могут быть интересными»: студентка МАИ Александра Иванова

24 июля 2024
«Вы удивитесь, но учебники тоже могут быть интересными»: студентка МАИ Александра Иванова

Студентка института № 6 «Аэрокосмический» Московского авиационного института Александра Иванова вошла в состав участников проекта по апробации нового мобильного антропоморфного робота для работы на поверхности Луны.

Александра работала над устранением рассогласований в действиях между руками робота и его экзоскелетом, в котором работают операторы-космонавты. Её расчёты позже лягут в основу рекомендаций для разработчиков мобильного антропоморфного робота, функционирующего автономно – «Марфы». Она может быть отправлена на Луну с миссией после 2028 года.

Об экзоскелете для космонавтов, учёбе, мечтах и целях на будущее студентка МАИ рассказала в интервью.

Александра, перед тем как перейти к основной теме интервью, давай поговорим о твоей учёбе. Как ты оказалась в МАИ?

Московский авиационный я выбрала из-за специальности. В школе моими любимыми предметами были физика и математика. А ещё мне нравилось изучать инженерию, медицину и космос. В общем, я люблю точные науки. На сайте МАИ я наткнулась на профиль «Медико-технические и жизнеобеспечивающие системы ракетно-космических комплексов» и поняла, что точно буду поступать сюда. Это направление идеально объединяет всё то, что мне так сильно нравится.

А ты не боялась, что наука может наскучить и надоесть?

На самом деле у меня достаточно часто меняются интересы, и я действительно переживала, что спустя какое-то время мне наскучит заниматься только наукой. Но, к счастью, этого не произошло. Сейчас я уже на третьем курсе и точно знаю, что после выпуска буду работать по профессии. Хотя, можно сказать, что уже работаю.

Где ты сейчас работаешь?

Я работаю на своей кафедре «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» и в Институте медико-биологических проблем РАН. Также я планирую поступить в аспирантуру и получить степень кандидата наук. В конечном итоге, хотелось бы стать доктором наук.

Как ты вообще успеваешь отдыхать с таким графиком? У тебя есть хобби?

Для меня отдых — это смена деятельности. Я учу китайский язык, он очень помогает мне отвлечься от гидрогазодинамики и физхимии.

Если говорить о более стандартных увлечениях, то я очень люблю российские комиксы Bubble, люблю путешествовать. Из музыки слушаю Arctic Monkeys, Harry Styles, Marina. Песня Marina – Are you satisfied? – моя самая любимая. Она даёт мне мотивацию двигаться вперёд. Очень люблю научную фантастику, кинокомиксы. документальные фильмы, медицинские сериалы, особенно «Доктор Хаус». Ну а если говорить о чтении, то остановлюсь на книгах по учёбе. Вы удивитесь, но учебники тоже могут быть интересными. Моя любимая книга – «Голубая точка» Карла Сагана.

Давай вернёмся к твоему участию в проекте по испытанию антропоморфного робота. Что это за проект? Как ты в него попала?

Мне очень повезло. Я с первого курса хотела попасть на практику в «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина». Благодаря исполняющему обязанности завкафедрой 614 Александру Белявскому мне это удалось. Я приехала на практику и присоединилась к проекту.

Здесь мы работали над испытаниями робота «Марфы». В программе также принимали участие действующие космонавты Роскосмоса Анна Кикина и Дмитрий Петелин.

«Марфа» — это наследница робота «Фёдора», то есть его сестра. Кстати говоря, с «Фёдором» даже проводили эксперимент на борту МКС в 2019 году. Возможно, «Марфе» также повезёт. По крайней мере, мы этого очень хотим и работаем над этим.

А какие именно испытания проводились?

С «Марфой» работали два оператора: один управлял мобильной платформой (то есть «ногами» робота), а другой работал через устройство копирующего типа (экзоскелет) – его «руками». Существует проблема в синхронности и точности движений, то есть рассинхрон между ногами робота и движением экзоскелета. Апробация проводилась для того, чтобы окончательно устранить имеющиеся недочёты в точности повтора движений экзоскелета и синхронности.

У «Марфы» есть несколько режимов управления – робот может действовать автоматически, но в случае нештатных ситуаций космонавт может взять управление на себя. Для этого оператору необходимо надеть экзоскелет и начать выполнять действия, которые робот будет копировать на Луне.

Что входило в твои обязанности?

Во время практики мы изучали кинематические характеристики робота. Это необходимо для того, чтобы понять, где возникают различия в движении человека и робота. У «Марфы» немного другие пропорции тела, поэтому некоторые движения оператора, который находится в экзоскелете для управления антропоморфным роботом, повторяются неточно.

Надо сказать, что проект ещё не завершён. Нам необходимо устранить некоторые неточности. Наши расчёты позже лягут в основу рекомендаций для разработчиков робота.

Что бы ты могла посоветовать студентам МАИ?

Ребята, учите всё заранее! Если вы будете всё делать вовремя, то и вам и преподавателям будет гораздо проще. Если вы хотите стать крутым специалистом, занимайтесь научной деятельностью в той сфере, которая вам интересна и связана с вашим профилем.

В этот день было

Первый запуск турбовального двигателя ВК-1500ВМ
Участие самолетов Су-30 и Су-35 в авиашоу в Дубаи
Начало серийного выпуска на заводе № 29 в Омске двигателй АШ-82ФН для Ту-2 и Ла-7