Первые аэротакси могут полететь на Кавказе: директор Центра БЛА МАИ о технических аспектах беспилотного будущего
8 августа 2024В 2025 году конструкторы Московского авиационного института завершат проектирование аэротакси, сообщил директор Центра «Беспилотные летательные аппараты» МАИ Юрий Бухарев. В планах разработчиков — изготовить демонстратор с электрической силовой установкой на водородном топливе. Технологиям аэротакси ещё предстоят тщательные испытания, однако эксперты полагают: новый тип воздушного транспорта может составить конкуренцию коммерческим вертолётам лёгкого класса.
По словам Юрия Бухарева, в планах маёвцев — завершить проектирование аэротакси в 2025 году. После подготовки документации будет изготовлен демонстратор для проверки выбранных технических решений.
— В настоящее время специалисты Центра БЛА МАИ занимаются проработкой демонстратора аэротакси, — рассказал он. — Предстоит определить и отработать ключевые технологии, которые будут применены в этом аппарате. Проработка завершится созданием директивной документации. Скорее всего, она появится в 2025 году. Затем приступим к изготовлению самого демонстратора. Он необходим для проверки двигателя, всех узлов, механизмов, бортовой электроники и элементов конструкции.
Прототип аэротакси будет выполнен по схеме с вертикальным взлётом и посадкой (VTOL). Беспилотник получит электрическую силовую установку на водородном топливе.
— Для силовой установки необходим специальный преобразователь энергии. Всё это будет изготовлено в сотрудничестве и партнёрстве с отечественными предприятиями и научно-исследовательскими организациями. Водород обеспечит нулевой выброс вредных веществ, что согласуется с зелёной повесткой дня и действующей Концепцией развития водородной энергетики в РФ, утверждённой правительством в 2021 году, — пояснил Юрий Бухарев.
Для эксплуатации аэротакси на водороде потребуется создать соответствующую инфраструктуру. Вопрос коммерческой целесообразности аэротакси, с точки зрения Юрия Бухарева, решается массовостью производства и распространения.
— Например, для России экономически обоснованное применение аэротакси мы видим в перевозке грузов и людей на территориях, где слабо развита дорожная сеть и есть сложный рельеф, как на нашем Северном Кавказе и в Краснодарском крае. Про полёты в городах нашей страны говорить, наверное, преждевременно, но эксплуатация аэротакси, как и БПЛА, в российских агломерациях непременно будет востребована, — подчеркнул специалист.
Высота полёта аэротакси будет определяться загруженностью воздушного пространства.
— При полётах на короткие расстояния воздушное судно будет подниматься примерно на 150 м. Этого достаточно для пролёта над зданиями и облёта различных препятствий. Если же требуется преодолеть, например, 100 км — фактически заменить рейс вертолёта, — высота будет варьироваться от 500 м до 2 км, — заявил Бухарев.
В немалой степени проект был вдохновлён китайским опытом. По словам Юрия Бухарева, в КНР испытываются несколько типов аэротакси, способных перевозить двух человек. В ближайшей перспективе они могут получить сертификаты транспортного средства, что откроет путь для полноценной коммерческой эксплуатации.
— В сегменте аэротакси передовые позиции занимает Китай. Его опыт помогает понять тренды по внешнему виду, конструктивным решениям и требованиям к безопасности, — сообщил специалист.
Он пояснил, что пример Китая также позволяет сделать «предварительный вывод о том, что аэротакси — это коммерческая история», но её развитие сдерживает отсутствие правил сертификации.
— Во всём мире они находятся в процессе становления. По всей видимости, на урегулирование формальных процедур потребуется ещё несколько лет. Впрочем, это время разработчики могут использовать для конструктивного улучшения своих аппаратов. Это касается как Китая и других стран, так и России, — отметил Юрий Бухарев.