Первые аэротакси могут полететь на Кавказе: директор Центра БЛА МАИ о технических аспектах беспилотного будущего

8 августа 2024
Первые аэротакси могут полететь на Кавказе: директор Центра БЛА МАИ о технических аспектах беспилотного будущего

В 2025 году конструкторы Московского авиационного института завершат проектирование аэротакси, сообщил директор Центра «Беспилотные летательные аппараты» МАИ Юрий Бухарев. В планах разработчиков — изготовить демонстратор с электрической силовой установкой на водородном топливе. Технологиям аэротакси ещё предстоят тщательные испытания, однако эксперты полагают: новый тип воздушного транспорта может составить конкуренцию коммерческим вертолётам лёгкого класса.

По словам Юрия Бухарева, в планах маёвцев — завершить проектирование аэротакси в 2025 году. После подготовки документации будет изготовлен демонстратор для проверки выбранных технических решений.

— В настоящее время специалисты Центра БЛА МАИ занимаются проработкой демонстратора аэротакси, — рассказал он. — Предстоит определить и отработать ключевые технологии, которые будут применены в этом аппарате. Проработка завершится созданием директивной документации. Скорее всего, она появится в 2025 году. Затем приступим к изготовлению самого демонстратора. Он необходим для проверки двигателя, всех узлов, механизмов, бортовой электроники и элементов конструкции.

Прототип аэротакси будет выполнен по схеме с вертикальным взлётом и посадкой (VTOL). Беспилотник получит электрическую силовую установку на водородном топливе.

— Для силовой установки необходим специальный преобразователь энергии. Всё это будет изготовлено в сотрудничестве и партнёрстве с отечественными предприятиями и научно-исследовательскими организациями. Водород обеспечит нулевой выброс вредных веществ, что согласуется с зелёной повесткой дня и действующей Концепцией развития водородной энергетики в РФ, утверждённой правительством в 2021 году, — пояснил Юрий Бухарев.

Для эксплуатации аэротакси на водороде потребуется создать соответствующую инфраструктуру. Вопрос коммерческой целесообразности аэротакси, с точки зрения Юрия Бухарева, решается массовостью производства и распространения.

— Например, для России экономически обоснованное применение аэротакси мы видим в перевозке грузов и людей на территориях, где слабо развита дорожная сеть и есть сложный рельеф, как на нашем Северном Кавказе и в Краснодарском крае. Про полёты в городах нашей страны говорить, наверное, преждевременно, но эксплуатация аэротакси, как и БПЛА, в российских агломерациях непременно будет востребована, — подчеркнул специалист.

Высота полёта аэротакси будет определяться загруженностью воздушного пространства.

— При полётах на короткие расстояния воздушное судно будет подниматься примерно на 150 м. Этого достаточно для пролёта над зданиями и облёта различных препятствий. Если же требуется преодолеть, например, 100 км — фактически заменить рейс вертолёта, — высота будет варьироваться от 500 м до 2 км, — заявил Бухарев.

В немалой степени проект был вдохновлён китайским опытом. По словам Юрия Бухарева, в КНР испытываются несколько типов аэротакси, способных перевозить двух человек. В ближайшей перспективе они могут получить сертификаты транспортного средства, что откроет путь для полноценной коммерческой эксплуатации.

— В сегменте аэротакси передовые позиции занимает Китай. Его опыт помогает понять тренды по внешнему виду, конструктивным решениям и требованиям к безопасности, — сообщил специалист.

Он пояснил, что пример Китая также позволяет сделать «предварительный вывод о том, что аэротакси — это коммерческая история», но её развитие сдерживает отсутствие правил сертификации.

— Во всём мире они находятся в процессе становления. По всей видимости, на урегулирование формальных процедур потребуется ещё несколько лет. Впрочем, это время разработчики могут использовать для конструктивного улучшения своих аппаратов. Это касается как Китая и других стран, так и России, — отметил Юрий Бухарев.

В этот день было

Первый запуск турбовального двигателя ВК-1500ВМ
Участие самолетов Су-30 и Су-35 в авиашоу в Дубаи
Начало серийного выпуска на заводе № 29 в Омске двигателй АШ-82ФН для Ту-2 и Ла-7