Влюбиться в авиацию, поступить в МАИ и остаться навсегда: профессор Владимир Судаков — о науке и преподавании
20 сентября 2024Бывает ли так, что детство человека определяет всю его жизнь? Ещё как! Профессор кафедры 806 «Вычислительная математика и программирование» МАИ Владимир Судаков вырос в семье, где за обеденным столом о Як-40 и Ми-2 говорили чаще, чем о домашних делах. С этого и началась его большая любовь к авиации и всему, что с ней связано.
Пройдя долгий путь от студента Московского авиационного института до доктора технических наук, Владимир Судаков с гордостью заявляет: о выборе профессии не пожалел ни разу.
Владимир Анатольевич, вас с МАИ связывают многие годы учёбы и работы. Расскажите, пожалуйста, о вашем карьерном пути.
Я родом из Минеральных Вод. Это крупный транспортный узел — многие едут через него на курорты, в санатории. Примерно раз в минуту там происходят взлёт и посадка воздушных судов. Так же было и в моём детстве. Всё лето я проводил на авиационном ремонтном заводе № 411: я всегда проходил там школьную практику, среди Як-40, Ту-154, Ми-2. Оба моих деда были лётчиками-истребителями, мама работала в службе управления воздушным движением. Я с детства был уверен, что свяжу свою судьбу с авиацией. Так и получилось.
После школы поступил в МАИ, и с тех пор никогда с ним не расставался. Сразу после окончания учёбы поступил в аспирантуру и устроился работать ассистентом. Это были трудные, голодные времена, прожить на зарплату преподавателя было невозможно. На авиационных заводах выдавали зарплату тушёнкой. Я параллельно работал программистом, писал софт для управления финансами для банков, торговых компаний. Потом защитился, много лет был доцентом и уже после защиты докторской занял должность профессора.
Давайте вспомним ваше студенчество. Как думаете, оно сильно отличается от будней нынешних маёвцев?
Наверное, нашим студентам сейчас кажется, что раньше всё было по-другому. Но я считаю, что базовые вещи как были, так и остались: это общение между студентами, активное взаимодействие с преподавателями по разным вопросам — всё это очень важно, потому что закладывает основу будущей профессии.
Конечно, если говорить о различиях в плане прогресса, то нам повезло куда меньше: первая курсовая работа была набрана на печатной машинке, приходилось сидеть в библиотеке и по крупицам добывать информацию. Сейчас средства коммуникации другие, всё происходит быстрее. Но были в наше время и большие плюсы: мы очень много общались лично, а ведь это важно. Каждый, кто занимается компьютерными науками, математикой, инженерией, должен понимать, что на работе недостаточно талантов хорошо программировать или проектировать, нужно уметь общаться с людьми. На работе такого общения будет много, и оно во многом определяет успех.
Владимир Анатольевич, а как вы пришли в преподавание? Всё получилось случайно?
Я в педагогике со старших классов школы. Помню, в школе поставили одни из первых в СССР настоящих персональных компьютеров фирмы IBM. Мало кто знал, что с ними делать (даже учитель информатики). А у меня был некоторый опыт, и меня приглашали помогать вести занятия. Мне всегда нравилось помогать решать задачи по математике, объяснять что-то сначала одноклассникам в школе, а потом и однокурсникам в университете.
Обе мои бабушки — профессиональные педагоги. Папа также вёл занятия в школе, прадедушка был деканом факультета... Так что, наверное, это наследственное. Правда, раньше я относился к преподаванию больше как к хобби, хотя и очень ответственному. Но сейчас ситуация меняется: преподаватель может хорошо зарабатывать, особенно, если он участвует в научных и опытно-конструкторских разработках.
Насколько тяжело работать с молодыми людьми? Случались ли такие ситуации, из которых, казалось, не было выхода?
Никогда не считал, что работать с молодыми людьми тяжело. Скорее, наоборот. Они думают, что мы их учим. Но на самом деле это двусторонний процесс. Много нового и интересного можно узнать от студентов.
У меня (и я думаю, у любого преподавателя) бывали ситуации, когда я ошибался на лекции и меня поправлял студент. Или студент задавал вопрос, на который я не знал ответа. Меня всегда радовали такие ситуации: значит, меня слушают, пытаются понять.
Нужно всегда иметь смелость сказать «я не знаю», если это действительно так. Тяжёлая ситуация — если нет реакции аудитории, никакой — ни положительной, ни отрицательной. Тогда нужно стараться найти подход к студентам, чем-то заинтересовать.
Что в профессии вас привлекает больше всего?
Я радуюсь, когда те знания, которые ты даёшь, начинают активно работать. Когда студент понимает, зачем ему всё то, что ты рассказал. Когда у него горят глаза, и он готов применять всё, что ты дал, на практике.
Вам страшно вести пары? Бывает ли волнение?
Нестрашно. Может, 25 лет назад и было страшно, но не теперь. Мой руководитель по кандидатской диссертации Вадим Витольдович Бомас говорил: «Знаете, чем начинающий преподаватель отличается от опытного? Начинающий преподаватель боится, не забыл ли он чего-нибудь сказать. А опытный боится, не сказал ли он чего-нибудь лишнего».
Волнение есть, но оно радостное, с ним не надо справляться. Особенно, если интересный вопрос зададут.
Есть ли какие-то проекты, которые вы развиваете сейчас параллельно с преподавательской деятельностью?
Сейчас с моим участием развивается ряд научно-исследовательских проектов, связанных с искусственным интеллектом (ИИ). Я не очень верю, что сильный ИИ будет построен на больших языковых моделях, которые сейчас на гребне информационного бума. Люди обучаются методом проб и ошибок. Примерно так, как ребёнок учится ходить, мы пытаемся научить ИИ решать сложные задачи планирования на транспорте и в логистике, используя машинное обучение с подкреплением.
Я горжусь, что мне удалось построить ряд систем: для планирования космических экспериментов, для оценки сложных организационно-технических и социально-экономических объектов, для прогнозирования потребностей в перспективных типах воздушных судов. И это не простое повторение и использование западных технологий, а свои уникальные системы поддержки принятия решений.
Можно ли сказать, что вся ваша жизнь вращается вокруг работы? Или у вас есть увлечения, совершенно не связанные с основным занятием?
Я бы сказал, что наука для меня сейчас — это работа, а преподавание — это увлечение всей жизни. Но, конечно, есть и другие увлечения: плавание, стрельба из пистолета, пешие прогулки. Ещё люблю работать руками: инженерная сантехника и электрика — делаю сам.
Вы, как преподаватель, очень хорошо знаете психологию молодёжи. Можете ли сказать, чего чаще всего боятся студенты? Чего опасаются? Дайте им несколько важных советов, которые помогут преодолеть трудности и в жизни, и в учёбе.
Студенты часто боятся задавать вопросы. Они часто боятся выглядеть глупо. Совет простой: не бойтесь этого. Великие учёные не сразу совершали свои открытия. Они ставили правильные вопросы, честно говорили, что не знают ответов. И затем находили их. Без этого не будет движения, не будет прогресса.
В профессиях математиков, программистов и инженеров очень важна честность. Признавайте свои ошибки. Отсутствие открытости — это психологическая проблема. Люди часто «подавляются» дома, в школе, в вузе. Не бойтесь показаться глупыми, будьте самими собой.