«Если учиться — то по максимуму!» — доцент МАИ Александра Филиппова
30 сентября 2024Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры 802 «Мехатроника и теоретическая механика» МАИ Александра Сергеевна Филиппова — маёвец с большим стажем. Преподавание вошло в её жизнь спонтанно, но так полюбилось сердцу, что осталось навсегда. Александра Сергеевна из тех педагогов, кто всегда идёт навстречу студентам и всей душой болеет за их будущее. Она не представляет, как может быть иначе.
Александра Сергеевна, расскажите: как вы попали в МАИ и почему выбрали именно этот университет?
Я родилась и выросла в Москве. Всегда была очень любознательной, но, если честно, в детстве даже не подозревала, что свяжу свою жизнь с авиацией и космосом. В последних классах я много думала, какой путь выбрать. То, что продолжу обучение в университете, было само собой разумеющимся. А вот в какой поступать...
Муки выбора в итоге разрешили мои родители — пошла туда же, где учились они. Мама и папа окончили институт № 6 «Аэрокосмический» — тут познакомились, на пятом курсе поженились. Они всегда много рассказывали мне про Московский авиационный. Из всех направлений я выбрала прикладную математику и физику. Подумала, «где сложнее всего — туда и пойду». Считаю, если уж учиться, то по максимуму! Ни разу не пожалела.
А как вы пришли в преподавание? Считаете ли его своим призванием?
Это не я пришла в преподавание, а преподавание пришло ко мне! Впервые — в виде педагогической практики, когда я поступила в аспирантуру. Будучи уже студенткой, на старших курсах я поняла, что хочу продолжать заниматься исследовательской деятельностью в МАИ с профессором кафедры 802 Марковым Юрием Георгиевичем и его научной школой. Я очень радовалась, что у меня будет возможность делиться знаниями со студентами — так преподавание вместе с наукой плотно вошли в мою жизнь и прочно в ней закрепились.
Своей тяге к преподаванию я, наверное, обязана школьным учителям. Точнее, Учителям, с большой буквы. Когда сама начала преподавать, поняла, как много они в нас вложили — беру с них пример.
Насколько вообще тяжело работать с молодыми людьми? Случались ли когда-нибудь безвыходные ситуации?
Не тяжело, наоборот. Общение со студентами в рамках занятий или научной деятельности меня вдохновляет — очень приятно видеть, как глаза начинают светиться от понимания.
Безвыходных ситуаций, по моему мнению, вообще не бывает: выход есть, просто мы его ещё не нашли. Ошибки? Куда же без них, всякое было. Ошибки — это опыт. Да, не всегда приятный и порой с негативными последствиями. Но тем не менее необходимый для нашего личностного и профессионального роста.
И пары вести вам совсем не страшно?
Сейчас уже страха нет, а когда только начала преподавать, то, конечно, было волнительно: а вдруг что-то забуду или ошибусь. Сейчас больше предвкушаю возможность что-то рассказать моим студентам. В свободное время порой думаю: «Что бы ещё интересненького им такого дать?»
Как думаете, ваше студенчество и будни нынешних студентов сильно отличаются?
Да, мне кажется, отличаются, и в некоторых областях очень сильно. Если кратко, то жизнь нынешних студентов интенсивнее и быстрее как в части событий, так и в части испытываемых эмоций. При этом она больше погружена в онлайн, чем раньше.
Интенсивнее и быстрее, в первую очередь, за счёт объёма информации, которую нужно обрабатывать. Я имею в виду огромный информационный поток, проносящийся сквозь нас каждый день: чатимся с друзьями, смотрим видеолекции или мемы с котиками, листаем ленту соцсетей. Ищем в интернете ответы на срочные и не очень вопросы, коих всегда очень много. А в сутках как было, так и осталось 24 часа. Приходится обрабатывать информацию всё быстрее и быстрее, и скорость жизни растёт. Просто какой-то калейдоскоп событий и эмоций.
Когда я училась, технологии были не так сильно развиты, как сейчас. Доступ к информации был более ограниченным. Так, например, расписание на грядущий семестр мы фотографировали у деканата и рассылали по друзьям, а сейчас оно доступно на телефоне по паре кликов. Чтобы заполнить пробелы в конспекте, пользовались тетрадками друзей. Непонятные моменты спрашивали у преподавателей или, опять же, у друзей. А сейчас можно видеолекцию пересмотреть и другие материалы, выложенные онлайн, почитать.
Впрочем, главное осталось неизменным. Ребята так же, как и раньше, ходят на пары, учатся, общаются, дружат, болтают на галёрке, ищут себе занятие по душе. Перед зачётами и экзаменами сидят компаниями, разбирают вопросы. Или наоборот, ленятся и болтают всю ночь. А кто-то пытается списать так, чтобы преподаватель не поймал (спойлер — преподаватель всё видит, правда, не всегда вам об этом скажет!).
Александра Сергеевна, что в профессии вас привлекает больше всего? Есть ли какие-то проекты, которыми вы гордитесь и которые развиваете сейчас?
Больше всего, наверное, привлекает огромное количество возможностей для развития, в том числе в научной деятельности. И возможность совмещать научную деятельность с преподаванием.
В области научных интересов — мы вместе с коллегами из научной школы работаем над задачей моделирования параметров вращения Земли, в том числе для навигационного обеспечения космических аппаратов. Здесь стык сразу нескольких областей: астрономии, геофизики, теоретической и небесной механики и вычислительной математики. Есть что исследовать и куда применять!
Можно ли сказать, что вся ваша жизнь вращается вокруг работы? Или у вас есть увлечения, совершенно не связанные с основным занятием?
Моя жизнь точно не вращается только вокруг работы, хотя МАИ, конечно, занимает значительную её часть.
Я вместе с сестрой достаточно давно изучаю японский язык и японскую культуру. Изучение мира, который так сильно отличается от нашего и в части восприятия природы, и в способе мышления, позволяет шире взглянуть на окружающую нас действительность, увидеть прекрасное там, где раньше просто прошла бы мимо. И, предвосхищая вероятный вопрос, — да, конечно, ездили в Японию. Даже несколько раз! Весной — полюбоваться цветением сакуры, и спустя несколько лет осенью, в сезон красных клёнов. И ещё зимой под католическое Рождество. Осталось только летом съездить, и будет полный комплект времен года! Со знанием языка удовольствие от поездки возрастает многократно, можно побывать в тех районах, куда обычному туристу сложно попасть. Культура Японии, её природа и язык — ещё один мой источник вдохновения!
А ещё я очень люблю горные лыжи. Пока только сентябрь, не время, конечно, думать о зиме, но я уже мечтаю о встрече с горами!
О чём ещё вы мечтаете?
Есть большая мечта, но ей не суждено сбыться — хочу полететь в космос. Да, знаю, к этому начинают готовиться ещё с 18 лет, проходят строгий отбор. Потом сложнейшая предполётная подготовка... Но это, на удивление, не мешает мечтать, а наоборот, стимулирует искать другие способы прикоснуться к космосу. Например, через разработку программного обеспечения для спутников или обучение студентов, кто-то из которых, возможно, вскоре полетит к звёздам!
Но есть и мечты, которые сбылись. С самого детства я очень хотела поуправлять самолётом и недавно, наконец, смогла. Сначала мы с инструктором просто полетали над аэродромом и окрестностями, а потом целых 15 минут под его контролем я сама управляла самолётом — это было очень волнующе! А в прошлом году меня покатали на Як-52, и я на себе прочувствовала, что такое фигуры высшего пилотажа. Впечатления неописуемые.
Здорово, когда мечты сбываются! Вот только некоторые из нас порой боятся двигаться навстречу к целям. Часто нерешительность характерна именно для молодых людей. Дадите на этот случай какой-нибудь совет студентам?
Во время студенчества есть возможность поучаствовать в огромном количестве проектов. Не бойтесь экспериментировать, пока не найдёте то, что вас вдохновляет. Подходите, спрашивайте, присоединяйтесь к различным активностям.
Вы пришли в университет, чтобы учиться, найти себя, получить профессию — так используйте это время с максимальной пользой.
А если что-то будет не получаться на пути к мечте?
На то она и мечта! Простых способов достичь её нет, иначе это был бы просто очередной пункт в списке дел на день. Но это не повод отказываться от неё, ищите возможности. И переключайтесь на что-то другое, если чувствуете, что сегодня ну вот вообще никак. Попробуйте сделать завтра. Или через неделю. Остановитесь. Отойдите в сторону, посмотрите на ситуацию с другой стороны. Может, нужно сделать что-то иначе?
В связи с этим ещё один совет. Достижение мечты — это, безусловно, прекрасно, но путь к ней не менее важен, а может быть, именно в самом пути и есть весь смысл. Будьте в текущем моменте, проживайте его и наслаждайтесь им. Ищите прекрасное вокруг, будь то летящие на вас в порыве ветра осенние листья или запах вкусных булочек, доносящийся из соседней пекарни. Эти маленькие радости на самом деле и наполняют вашу жизнь!
Кстати, мой план на ближайшие выходные — уехать за город, проснуться до восхода солнца, выйти в поле и искать на востоке комету с красивым названием Цзыцзиньшань — «Пурпурная гора» по-китайски. Вообще я сова, так что ранние подъёмы для меня не такие простые, но оно того стоит!