«Раньше мне нравилось учиться, а теперь учить» — преподаватель МАИ Сергей Огородников

3 октября 2024
«Раньше мне нравилось учиться, а теперь учить» — преподаватель МАИ Сергей Огородников

Доцент кафедры 614 «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» Московского авиационного института Сергей Огородников пришёл в науку, следуя примеру своего отца. Сейчас он работает над первой в мире базой больших данных в области почвоведения, основанной на спутниковых снимках, читает студентам МАИ лекции и планирует издание нескольких учебников.

О любви к своему делу, взаимоотношениях со студентами и различиях между поколениями Сергей Огородников рассказал в интервью.

Сергей Сергеевич, вы учились в МГУ на почвоведа, почему не остались там работать? Почему выбрали МАИ?

На этот вопрос я шучу, что изучил стихию земли в МГУ и пришёл в МАИ, чтобы познать стихию воздуха. Но если быть серьёзным, то мои научные работы связаны с анализом данных дистанционного зондирования Земли, поэтому вполне логично, что я выбрал институт № 6 «Аэрокосмический» МАИ.

Как получилось, что вы решили связать свою жизнь с наукой?

На меня очень повлиял мой отец. Он был физиком-ядерщиком, работал начальником отдела дозиметрии на первом атомном ледоколе «Ленин», а позже — на Байконуре. Папа — пример и образец для подражания, который на многие годы вперёд сформировал мои жизненные взгляды и принципы. Глядя на него, мне хотелось и наукой заниматься, и летом на грядках ухаживать за растениями, и поэтом быть — уже на пенсии он написал восемь сборников стихотворений.

А что вам больше всего нравится в вашей профессии?

В первую очередь, возможность делиться со студентами знаниями и опытом, влиять на формирование молодых специалистов — я рассматриваю это как свой личный вклад в будущее страны.

Во-вторых, мне нравится возможность работать над исследовательскими проектами, которые мне действительно интересны: самому ставить себе задачи, выдвигать гипотезы и вести научный поиск.

Что самое сложное в работе со студентами?

Сложнее всего держать их внимание на занятиях, ведь сейчас телефоны дают столько соблазнов отвлечься. Но когда ребята видят, что я даю реальные кейсы и примеры работы, показываю, как действовать в сложных профессиональных ситуациях, интерес возрастает.

У вас никогда не было страха, сильного волнения перед лекцией?

Ораторское мастерство — моя сильная сторона. Мне всегда нравились публичные выступления, возможность доносить свои идеи до других. В школе я участвовал в десятках конференций, становился призёром городских и муниципальных олимпиад по разным предметам: биологии, обществознанию, химии, мировой художественной культуре. Раньше мне нравилось учиться, а теперь учить.

А как вы думаете, вы строгий преподаватель? Сложно ли у вас получить зачёт?

Я совсем не строгий, но для меня важно, чтобы студент умел думать и мог разобраться в вопросе. Я не просто пересказываю содержание учебника, а делюсь личным опытом, знаниями и навыками. Я бы назвал себя «играющий тренер».

Главное, чтобы у студента сформировалось представление о предмете и понимание, как действовать в реальной жизни. Отправлять на пересдачу и добиваться, чтобы человек загрузил в кратковременную память 300 страниц и после экзамена всё сразу забыл, я считаю бесполезным.

Что вам больше всего нравится в нынешнем поколении студентов?

Многие из них ориентированы на результат. Даже абитуриенты в приёмной комиссии уже спрашивают про трудоустройство, практики, смотрят учебный план. Я, когда поступал, не задумывался об этих вопросах, мне просто нравилось моё направление.

С другой стороны, некоторые студенты сегодня забывают, что иметь информацию в телефоне и в голове — это принципиально разные вещи. Жить надо своим умом.

Может быть, вы хотите дать какой-нибудь совет сегодняшним маёвцам?

Многие студенты не знают, чем они хотят или будут заниматься после учёбы. Мой совет — не ждать завершения каких-то формальных этапов: получения диплома, определённого возраста и так далее. Нужно выстраивать свой карьерный и научный путь: уже сегодня выступать на конференциях, ездить на отраслевые форумы, получать практические навыки работы, заводить знакомства и связи. В современном мире просто ходить на пары и сидеть сложа руки нельзя.

Если отвлечься от работы: чем любите заниматься в свободное время?

Стараюсь тратить свободное время на то, чтобы помогать людям, которые в этом нуждаются. Например, как муниципальный депутат я тесно взаимодействую с Обществом слепых Красносельского района. У них есть помещение, где они собираются, чтобы пообщаться, обсудить новости. Однако зимой из-за старых окон они были вынуждены сидеть там в куртках. За собственные средства я поменял им входную дверь и добился замены четырех окон. Сейчас регулярно их навещаю, мы читаем книги, учим стихи наизусть, шарады разгадываем.

А о чём вы мечтаете?

Я мечтаю, чтобы через 50 лет ко мне подошёл мой внук и сказал: «Дедушка, я смог, я достиг, я добился, прямо как ты».

Какие у вас планы на будущее?

Защитить докторскую диссертацию, стать профессором, выиграть следующий грант Российского научного фонда, продолжить коммерциализацию своих научных разработок. Хочу написать несколько учебников по почвоведению и токсикологии, стать суперфиналистом конкурса «Лидеры России». Ну и ещё мы с женой хотим шестерых детей.

В этот день было

Состоялся первый полёт вертолёта радиолокационного дозора Ка-31
Родился Герой России, заслуженный лётчик-испытатель РФ Л. Д. Лобас
Родился лётчик-испытатель Л. М. Нестерук