В МАИ стартовала вторая конференция «Сертификация БАС. Пути развития»

8 октября 2024

В Московском авиационном институте стартовала вторая конференция «Сертификация БАС. Пути развития». Мероприятие нацелено на обсуждение текущего состояния отрасли, анализ актуального опыта сертификации, а также поиск различных путей оптимизации существующих процессов. Деловая программа проходит с 8 по 9 октября.

Первый день конференции начался с пленарной дискуссии на тему «Сертификация БАС. Актуальное состояние». С докладами выступили, в частности, директор Центра маркетинга МАИ Светлана Исаева, начальник управления сертификации авиационной техники Росавиации Дмитрий Копысов, замдиректора НИЦ гражданской авиационной техники ГосНИИ ГА Евгений Лунёв.

Открыл мероприятие заместитель руководителя Росавиации Андрей Добряков. В приветственном слове он указал, что реализации национального проекта «БАС» сегодня уделяется беспрецедентное внимание, и решение проблем, связанных конкретно с проведением сертификации, — одна из важнейших и первоочередных задач. С этим связана необходимость комплексного подхода к пересмотру нормативно-правовых актов, регулирующих лётную деятельность, включая внесение изменений в федеральные авиационные правила и создание новых норм лётной годности БАС. По словам Добрякова, первые важнейшие решения относительно создания новой документации были приняты в 2023 году. Сейчас настал другой ответственный этап: реализация идей.

— Мы слышим рынок и очень надеемся, что этот рынок не закроется от нас, наоборот, будут стучаться в двери, предлагать нам и Минтрансу изменять нормативно-правовую базу. Текущее мероприятие должно позволить участникам отрасли БАС не только обменяться мнениями, но и поделиться успешным и негативным опытом, предложениями по дальнейшим направлениям работы. Росавиация, повторюсь, готова участвовать в обсуждениях и участвовать в реализации данных предложений, — подчеркнул замглавы ведомства.

В рамках мероприятия эксперты отметили, что какой бы сложной ни была процедура сертификации БАС, в ближайшее время в стране начнут сертифицировать сразу несколько типов беспилотников. При этом Московский авиационный институт — первая организация, заключившая договор на проведение работ по данному направлению. В университете сейчас трудятся над тем, чтобы сделать процедуру максимально простой, прозрачной и недорогой.

— В сентябре МАИ был выдан сертификат на БАС S-80 разработки «Транспорта будущего». В ближайшей перспективе мы очень надеемся, что получат сертификаты типа и следующие наши коллеги, которые уже фактически добежали до финиша, — подчеркнул Андрей Добряков в ходе пленарной дискуссии.

Спикерами было отмечено, что без максимально прозрачного и облегчённого процесса прохождения сертификации сегодня невозможно представить трудовую деятельность разработчиков БАС. Сертификация привносит системность в процессы создания конечного продукта, что помимо безопасности увеличивает надёжность и качество изделий, приводя к заметной экономии ресурсов на поздних этапах разработки и эксплуатации, а в конечном итоге это сказывается и на коммерческой привлекательности продукции.

Отдельное внимание уделили эксперты и подготовке кадров для БАС. В частности, руководитель образовательного направления Дирекции «Аэромобильность» МАИ Ксения Терешонкова подчеркнула, что сегодня ощущается острая нехватка специалистов отрасли, поэтому задача повышения привлекательности соответствующих профессий — одна из приоритетных. По мнению Терешонковой, вести популяризационную работу нужно не только среди взрослых людей, открытых к обучению или готовых к профессиональной переподготовке, но и среди детей, взращивая в них профессионалов индустрии. Например, эту задачу решает сейчас Детский технопарк МАИ «Траектория взлёта».

В заключение дискуссий спикеры отметили широкие перспективы развития рынка БАС. В первую очередь, в гражданском секторе. В скором времени профессионалы индустрии смогут с лёгкостью решать такие проблемы, как продолжительная транспортировка грузов между населёнными пунктами, доставка необходимых вещей вахтовикам и членам экспедиций в удалённых районах и другие. При этом востребованность специалистов отрасли БАС будет, безусловно, отражаться и на их доходе.

В этот день было

Образовано АК «Альфа-Авиалинии»
В НПП «Аэросила» создан соосный винтовентилятор СВ-27
Задано создание учебно-боевого самолёта Су-17М2 с улучшенным обзором