Заряженные на уничтожение: чем опасны обломки спутника Intelsat-33e и кто их будет отслеживать

25 октября 2024
Заряженные на уничтожение: чем опасны обломки спутника Intelsat-33e и кто их будет отслеживать

Европейский спутник связи Intelsat-33e разрушился на орбите Земли. По словам учёных, взрыв произошёл единомоментно и носил высокоэнергетический характер. Насколько опасна ситуация для российских орбитальных аппаратов и что будет теперь с обломками? Своим мнением поделился заместитель директора Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики МАИ Александр Богатый.

Эксперт подчеркнул, что ситуация с европейским спутником Intelsat-33e настораживает и ещё раз заставляет задуматься о проблеме накопления космического мусора на орбите. Возможность того, что космический аппарат разрушится в околоземном пространстве без внешнего воздействия, не велика. Однако это может произойти, в частности, из-за подрыва топлива вследствие неисправности. Intelsat-33e был создан на базе спутниковой платформы Boeing 702MP — он оснащён двухкомпонентными химическими двигателями. В них могла использоваться эффективная, но токсичная топливная пара из несимметричного диметилгидразина (гептила) и азотного тетраоксида — они в случае технической неполадки и могли спровоцировать катастрофу. Впрочем, могут быть и другие причины происшествия, о которых мы пока не знаем.

Что касается обломков Intelsat-33e, сейчас сложно предсказать, в какую сторону их может понести.

— Космические обломки чрезвычайно опасны в случае прямого столкновения — как для иностранных аппаратов, так и для наших. Это с высокой вероятностью может привести к выходу аппаратов из строя, а также к разрушению конструкции с образованием ещё большего числа объектов космического мусора, — рассказал специалист.

При этом Александр Богатый отметил, что учёные всегда наблюдают за подобным мусором, и ни один обломок без внимания не останется.

— Все обломки, осколки, мелкие частицы, летающие вокруг Земли, отслеживаются средствами наблюдения и заносятся в специальные каталоги. Их положение всегда контролируется. Это необходимые условия для безопасных полётов в космос и пилотируемых, и автоматических аппаратов. Для этого есть службы и у нас, и в Европе. Во всех космических державах такой каталог ведётся, специалисты рассчитывают траектории обломков с тем, чтобы предсказывать возможность столкновения и обеспечивать манёвры уклонения. Если этого не делать, количество космического мусора будет только увеличиваться, — заключил эксперт МАИ.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2