«Умение находить компромиссы так же важно, как нацеленность на результат»: ректор МАИ Михаил Погосян

18 апреля 2025
«Умение находить компромиссы так же важно, как нацеленность на результат»: ректор МАИ Михаил Погосян

«Работа ректора — это постоянная нацеленность на результат. Но умение находить компромиссы в этом деле так же важно, как настойчивость в достижении целей» — ректор МАИ Михаил Погосян.

Академик Российской академии наук, член бюро Союза машиностроителей России Михаил Погосян возглавляет Московский авиационный институт почти 10 лет. И за это время МАИ добился значительного прогресса не только в деле подготовки кадров для аэрокосмической индустрии и высокотехнологичных отраслей, но и вошёл в число топовых университетов России, реализующих перспективные национальные проекты.

18 апреля ректор МАИ Михаил Погосян отмечает свой день рождения. В честь праздника — мифы и правда о его работе на ответственной должности.

Михаил Асланович, правда ли, что ректор большого университета — это человек, у которого почти нет свободного времени?

График ректора и правда достаточно плотный. Но свободное время всё же остаётся.

Если ты искренне увлечён своей работой, то она априори занимает больше времени, чем длится общепринятый, стандартный рабочий день, — просто потому, что занимаешься любимым делом.

А бывает ли такое, что у ректора день может сложиться не очень удачно и он в чём-то собой недоволен?

Работа ректора — это постоянная нацеленность на достижение результатов, поэтому не может быть сильных эмоциональных всплесков — когда ты доволен собой или недоволен. В процессе большой работы, ведущейся в университете, всё это выравнивается: ведь какие-то достижения даются легче, какие-то — несколько тяжелее.

Правда ли, что ректор, так же как и студенты перед экзаменами, волнуется накануне ответственных мероприятий?

Мне кажется, степень волнения ректора и студента перед экзаменом всё же сильно отличаются. Безусловно, разные мероприятия требуют разного уровня подготовки.

Правда ли, что ректор МАИ был отличником и ни одного экзамена не сдал на двойку?

Я окончил институт с отличием, но надо сказать, что у меня не было, как у некоторых моих коллег, одних пятёрок. В моём аттестате около 25% занимают четвёрки.

Двойку за экзамен я никогда не получал, но однажды едва не заработал тройку, сдавая сопромат. Эта оценка была явно ниже, чем заслуживали мои знания. Поэтому с преподавателем мы решили встретиться на пересдаче. Не помню, что получил тогда — четвёрку или пятёрку.

А весёлые истории из студенческой поры у вас есть?

Моё студенчество была самым обычным: занятия, лабораторные и курсовые работы, спортивная жизнь. Вместе с группой мы регулярно играли в футбол, выезжали «на картошку» после первого курса, после второго — в Смоленске вместе с однокурсниками строили крышу свинарника...

Что больше всего вам запомнилось из студенчества?

Во всей студенческой жизни больше всего мне запомнились преподаватели, пришедшие из реальной индустрии. Помню лекции Сергея Михайловича Егера, который был одним из руководителей ОКБ А.Н. Туполева и главным конструктором самолёта Ту-154, пары Олега Сергеевича Самойловича — руководителя проектного блока ОКБ П.О. Сухого, одного из идеологов создания систем автоматизированного проектирования. Кстати, в дальнейшем с Олегом Сергеевичем мы достаточно тесно взаимодействовали — во время моей работы на фирме Сухого. Также он был руководителем моего дипломного проекта — очень интересного, связанного с разработкой истребителя с крылом ромбовидной схемы.

Правда ли, что хороший ректор — это очень требовательный человек? Какие качества в принципе необходимы для столь ответственной должности?

Если говорить исключительно обо мне, насчёт моей требовательности существуют две точки зрения: моя и коллег. Я считаю, что я достаточно демократичен, в то время как для кого-то могу казаться требовательным. Вероятно, как и всегда, в этом вопросе правда где-то посередине.

Говоря про ответственные должности, замечу, что требовательность столь же важна, как и ряд других качеств. Любому руководителю необходимо хорошо понимать стратегию развития того направления, которым он занимается. В университете, в частности, формирование стратегии развития, объединение людей для её реализации и планирование работ по достижению целей — одни из ключевых задач, стоящих перед ректором. Здесь не обойтись без настойчивости, умения чётко принимать решения в сложных ситуациях. Не менее важно и умение находить компромиссы, что, безусловно, полезно и в работе, и в жизни.

В этот день было

Проведен успешный запуск пилотируемого КК "Союз ТМА-2"
Выбран аванпроект истребителя 5-го поколения
Построен первый серийный Ил-96Т