Интервью ректора МАИ Анатолия Геращенко журналу «Куда пойти учиться»
1 октября 2010Вступительная кампания 2010 года в российские вузы прошла под знаком перераспределения бюджетных мест между гуманитарными и техническими специальностями в пользу последних. Эта смена приоритетов объясняется дефицитом инженеров и техников в стране и нуждами модернизации, провозглашённой президентом РФ Д. А. Медведевым, считает ректор Московского авиационного института (ГТУ), д. т. н., профессор А. Н. Геращенко.
— Анатолий Николаевич, как прошла в МАИ приёмная кампания?— В этом году в приёмную комиссию поступило более 13000 заявлений от абитуриентов, что соответствует конкурсу примерно пять человек на место. Это подтверждает, что год от года МАИ пользуется стабильным спросом среди потенциальных студентов. Некоторое отличие — больше поданных заявлений от иногородних абитуриентов. В этом году их около 40 процентов. Иногородние ребята очень сильные, притом, что средний уровень поступающих понизился. Очень жаль было отпускать перспективных детей из глубинки — поэтому в этом году нам удалось увеличить количество мест в общежитиях и принять больше иногородних, чем обычно.
— МАИ объявил, что закрыл все бюджетные места, однако на сайте приёмной комиссии ещё 25 августа было объявление, что продолжается набор на факультеты авиационной техники, двигателей и аэрокосмический. Что это значит?
Получилось так, что некоторые ребята, которых мы уже зачислили, приходили к нам забирать документы. В то же время оставался резерв желающих стать студентами МАИ. Поэтому мы одних отчисляли, других зачисляли — шла некоторая замена студентов на трёх факультетах. Но недобора у нас нет.У нас один из самых больших наборов в Москве: 2500 человек на первом курсе. Кроме того, у нас 4 филиала — в Химках, Жуковском, Ахтубинске и на Байконуре. Министерство образования и науки в этом году увеличило наш набор на 150 человек: стране нужны технари. И, несмотря на увеличение контрольных цифр приёма, мы полностью укомплектовали бюджетные места, выделенные вузу.Мы проводим большую работу для обеспечения набора. Участвуем в образовательных выставках, работаем со школами. Находить новые школы для целенаправленной подготовки ребят в МАИ сложно. Да и физику сейчас в школах преподают на недостаточно высоком уровне. Часто учителя отговаривают старшеклассников сдавать ЕГЭ по этому предмету — чтоб не портить показатели успеваемости. То же касается информатики и математики. Так что нам приходится делегировать в школы своих преподавателей для ведения уроков. Однако все школы, с которыми мы давно сотрудничаем, а базовых школ у МАИ более 30, даже не думают от нас отказываться.
— А востребованы ли выпускники МАИ?
— В Совете ректоров Москвы и Московской области я возглавляю рабочую группу по трудоустройству студентов и знаю, что ни один маёвец на бирже труда не стоит. Там числятся социологи, экономисты и прочие гуманитарии. Наши выпускники востребованы не только предприятиями аэрокосмической отрасли, но и другими сферами экономики, а также в области управления. На 381 предприятии авиакосмического комплекса был проведён мониторинг востребованности выпускников МАИ. Он показал, что на этих предприятиях работает более 10000 наших выпускников, большинство из которых окончили МАИ в последние 10 лет. У нас есть Клуб выпускников МАИ, который помог нам собрать средства для празднования
— Там низкая зарплата...
— Не везде. В марте на нашем празднике выступал выпускник МАИ 2009 года — он уже начальник отдела с зарплатой в 50 тыс. руб. в ОАО «Компания «Сухой». Как это ему удалось? Со второго курса там работал.Сейчас у нас есть договора с 380 предприятиями оборонно-промышленного комплекса, куда выпускники идут работать. Из 53 наших специальностей 23 — оборонные, и молодёжь с нашими дипломами там всегда ждут. Кстати, в результате мониторинга предприятий-партнёров мы выяснили, что 189 из них возглавляют выпускники МАИ. Это директора предприятий, генеральные и главные конструкторы, руководители крупных подразделений.
— Расскажите, какая еще ведётся деятельность в МАИ?
— В 2009 г. МАИ стал национальным исследовательским университетом. Это значит, что вуз будет осуществлять научные исследования и непрерывную подготовку специалистов по сквозному проектированию всех систем авиационной, ракетной и космической техники. Мы работаем сегодня над формированием единой образовательной среды «университет — научные центры — предприятия отрасли». Студенты в процессе обучения будут активно участвовать в научно-исследовательской работе, получать практические навыки будущей профессии. Для этого в вузе созданы центры коллективного пользования оборудованием, ресурсные и научно-образовательные центры. У нас есть собственные конструкторские бюро, в том числе и студенческие. МАИ — единственный вуз в мире, который производит сертифицированные самолёты малой авиации (для сельскохозяйственных целей). Мы спроектировали и изготовили на
— Так значит, инженерные профессии снова в цене?
— Я верю, что престиж высшего технического образования неизменно будет расти — стране нужны специалисты-инженеры. И наш институт будет принимать в этом самое активное участие. Маёвское образование проверено временем. И будущее поколение маёвцев несомненно будет участвовать в наращивании научного потенциала России на пути её развития как высокотехнологичной и инновационной державы.
Беседовала Полина Юдина, журнал Куда пойти учиться № 38, сайт www.ucheba.ru