Аэрокосмическая декада - 2010. Заседания УМО АРК
22 октября 201025 сентября — 7 октября 2010г. в учебно-оздоровительном центре «Алушта» МАИ прошла третья российская Аэрокосмическая декада. Декада проводилась Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации в области авиации, ракетостроения и космоса (УМО АРК), созданным при МАИ. УМО АРК объединяет вузы, в которых осуществляется подготовка специалистов для аэрокосмического комплекса.
Традиционно Декада включает в себя два мероприятия — заседание Совета УМО АРК и Всероссийскую студенческую научно-техническую школу-семинар.
Работа Совета УМО АРК проходила с 25 по 30 сентября.
В заседаниях Совета УМО АРК принимали участие представители следующих вузов: Омского государственного технического университета, Московского авиационного института (государственного технического университета), Балтийского государственного технического университета, Тульского государственного университета, Воронежского государственного технического университета, Сибирского государственного аэрокосмического университета, Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, Восточно-Сибирского государственного технологического университета, Казанского государственного технического университета, Пензенского государственного университета, Самарского государственного аэрокосмического университета, Института авиационных технологий и управления Ульяновского государственного технического университета, Новосибирского государственного технического университета, Южно-Уральского государственного университета, Комсомольского-на-Амуре государственного технического университет, Нижегородского государственного технического университета, Рыбинской государственной авиационной технологической академии.
На заседаниях рассматривались вопросы, связанные с переходом аэрокосмического образования на многоуровневую систему. Как известно, начиная с приёма 2011 года, все российские вузы будут осуществлять подготовку специалистов в соответствии с Федеральными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Выпускникам российских вузов будут присваиваться квалификации (степени) бакалавров, специалистов и магистров. Причём большинство российских студентов будут учиться по программам подготовки бакалавров. В связи с этим должны быть сформированы принципиально новые учебные планы и рабочие программы дисциплин, подготовленные в рамках так называемой компетентностной парадигмы.
Российские вузы столкнулись с целым рядом крупных проблем. Работодатели пока не очень понимают, каким образом они будут использовать бакалавров. Сокращение сроков обучения (бакалавр — 4 года, специалист —
На первом заседании заместитель председателя Совета УМО АРК А. Ю. Сидоров рассказал собравшимся об изменениях в нормативной базе российского образования, об уже принятых и ещё разрабатываемых документах. Все присутствующие участники сделали вывод о том, что в нормативной базе существуют очень серьезные пробелы, которые тормозят переход на новую систему.
Начальник отдела основных образовательных программ и инновационных образовательных технологий К. И. Сыпало поделился опытом разработки новых основных образовательных программ в МАИ. Доклад вызвал оживленную дискуссию участников, а представленный материал признан заслуживающим распространения среди вузов-участников УМО АРК.
Декан факультета «Двигатели летательных аппаратов» МАИ А. Б. Агульник рассказал о подходах к формированию основных образовательных программ подготовки двигателистов.
На втором заседании К. И. Сыпало представил разрабатываемую в МАИ информационно-административную систему университета. Составной частью системы является подсистема автоматизированного составления учебных планов в соответствии с ФГОС ВПО. Эта система вызвала большой интерес участников и была рекомендована к распространению среди вузов-участников УМО АРК.
Обсуждался и вопрос о современных образовательных технологиях. В сообщении К. И. Сыпало такие технологии рассматривались в качестве одного из средств объединения учебного процесса с научными исследованиями. Такой подход нашел поддержку участников заседания.
А. Ю. Сидоров и В. Г. Шаров (проректор Рыбинской государственной авиационной технологической академии) рассказали о проектах положений о лицензировании и аккредитации вузов. В ходе дискуссии были предложен ряд поправок в обсуждавшиеся документы.
На третьем заседании зам.заведующего кафедрой 107 МАИ М. И. Топорова выступила с докладом «Формирование основных образовательных программ на основе требований работодателей». В этом докладе рассматривались проблемы, связанные с соотношением профессиональных и образовательных стандартов.
На заседании прошел обмен опытом проектирования ООП для ФГОС ВПО. Так, проректор Восточно-Сибирского государственного технологического университета В. В. Найханов рассказал о проектировании ООП на базе графика, включающего 5 семестров за год.
Все участники работы Совета УМО АРК пришли к выводу о необходимости сохранения роли Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации в области авиации, ракетостроения и космоса (УМО АРК) в развитии аэрокосмического образования.
Аэрокосмическая декада стала уже традиционным мероприятием, и мы планируем её проведение и в 2011 году. Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц и организации аэрокосмического профиля. Контактная информация — arc@mai.ru.
Сидоров Алексей Юрьевич, зам. председателя УМО АРК.