Первый в мире легкий самолет с электродвигателем
9 февраля 2011Специалисты французской компании Aero Composite Saintonge создали первый в мире пилотируемый легкий самолет с электродвигателем. В качестве планера они использовали разработанный еще в 1970 году изобретателем Мишелем Коломбаном миниатюрный самолет Cri Cri («Сверчок»).
Электролет имеет размах крыльев около 5 метров и весит всего 91 килограмм. На новых аккумуляторах самолет может находиться в полете полчаса при скорости 110 км в час, но эти показатели будут улучшены. За этим направлением большое будущее, считает известный российский эксперт по малоразмерным самолетам, профессор МАИ Владимир Брусов.
По его мнению, «это направление, безусловно, перспективное. Другое дело, что самолет, который представили французы, — не совсем удачное решение: для электродвигателя нужен специальный планер, тогда его эффективность будет выше. Этим делом активно занимаются в Польше — в Жешовском политехническом институте и Германии — в Брауншвейгском политехе. Буквально за несколько лет произошел мощный рывок в развитии аккумуляторов и их возможностей, зарядки и разрядки. Сейчас на многих спортивных самолетах активно используются трехфазные электродвигатели постоянного тока. Это уникальная вещь, позволяющая свести к минимуму потери и обеспечить очень высокую мощность».
Самолеты такого класса имеют широкий спектр применения, в том числе для личного пользования, для санитарной авиации, для перевозки почты. Их неоспоримое преимущество — экологическая чистота, причем не только в смысле выбросов, но и уровня шума.
В Московском авиационном институте разработано несколько проектов электросамолетов на четыре-пять мест. На кафедре вертолетостроения создан вертолет с электрическим приводом. Разрабатываются и другие типы летательных аппаратов с применением электродвигателей, отмечает эксперт Денис Федутинов.
«В России ведутся разработки беспилотной авиационной техники с использованием электродвигателей. Как правило, это аппараты мини-класса с массой до 10 килограммов. Они обеспечивают разведку в радиусе до 30 километров. Данный класс наиболее распространен в силу относительной простоты конструкции. В качестве примера можно привести беспилотный комплекс «Элерон» казанской компании «Эникс». Беспилотники мини-класса делают также компании в подмосковном наукограде Жуковском и в Ижевске».
Серийные образцы такой техники применяются в МЧС, милиции, в военных целях. Сейчас в малой авиации разрабатываются гибридные схемы самолетов, использующих одновременно и аккумуляторы, и движки на топливе.