Юбилей великого авиаконструктора

18 февраля 2011
Юбилей великого авиаконструктора

Деятельность и вместе с тем благополучие и процветание ОАО «Московский вертолётный завод им. М. Л. Миля» вот уже 55 лет неразрывно связаны с именем выдающегося отечественного авиаконструктора, доктора технических наук, академика РАН, Героя Социалистического труда — Марата Николаевича Тищенко.

Ученик и соратник М. Л. Миля — основателя отечественного вертолётостроения - М. Н. Тищенко сохранил, продолжил и развил дело своего учителя и наставника, создав следующее поколение вертолётов. Он из тех, кто «вырос на заводе», прошёл сложный, но интересный путь от инженера до генерального конструктора, а с 1970 года более 20 лет возглавлял Московский вертолётный завод им. М. Л. Миля, успешно совмещая научную и практическую деятельность.Тищенко участвовал в создании вертолётов Ми-4, Ми-6, Ми-10, Ми-2, В-7, Ми-8, В-12, Ми-14.Под его руководством были разработаны и вошли в серийное производство вертолёты различных модификаций всех весовых сегментов: лёгкие, средние, тяжёлые.Значительно опередивший свое время тяжёлый вертолёт Ми-26Т, национальное достояние и гордость — самый грузоподъёмный винтокрылый летательный аппарат, аналогов которому нет до сих пор. Вертолёт средней грузоподъемности Ми-8МТ, хорошо известный в России и за рубежом, с экспортным названием Ми-17, одна из самых массовых и востребованных машин на мировом рынке. Вертолёты типа Ми-8 трудятся по всему миру, они доказали свою надёжность и живучесть, возможность переносить любые климатические условия - как жаркий климат Афганистана, так и суровые морозы Крайнего севера. Ударные вертолёты Ми-24 различных модификаций, в том числе те, которые в 80-е годы ХХ века были усовершенствованы и на своих лопастях вынесли тяжесть Афганской войны, спасая сотни человеческих жизней. Боевой вертолёт Ми-28Н, при необходимости превращающийся в грозное оружие, сегодня является основным боевым вертолётом Российской армии и принят на вооружение Министерством обороны РФ. Лёгкий вертолёт Ми-34, способный выполнять фигуры высшего пилотажа, в том числе «Петлю Нестерова» и «Бочку».М.Н. Тищенко родился 18 февраля 1931 года в Харькове. В школьные годы и в юности будущий конструктор увлекался авиамоделизмом. Одна из его моделей вертолёта установила мировой рекорд продолжительности полёта, который был зарегистрирован в ФАИ.
В 1953 году Тищенко стал одним из  "Лучших студентов" кафедры проектирования вертолётов. Окончив Московский авиационный институт с красным дипломом, с 1956 года  начал работать инженером бригады аэродинамики в опытно-конструкторском бюро, которым руководил М. Л. Миль.
Позже Марат Николаевич прошёл все ступени взросления на предприятии — начальник отдела аэродинамики, начальник отдела перспективного проектирования, заместитель главного конструктора по вертолёту Ми-12, главный конструктор Московского вертолётного завода и, наконец, генеральный конструктор предприятия — головного разработчика вертолётов типа «Ми» — МВЗ им. М. Л. Миля.Редкое сочетание — учёный-практик. Его разработки, труды и научные исследования помогли избежать многих трагедий при практическом применении вертолётов.Государство оценило его вклад в развитие авиационной промышленности. Марат Николаевич Тищенко удостоен Звезды Героя Социалистического труда, двух Орденов Ленина и многих других почетных званий и наград.После ухода в отставку он продолжил заниматься научной деятельностью, но остался работать в качестве консультанта в родном конструкторском бюро Московского вертолётного завода, которому посвятил 55 лет.М. Н. Тищенко, безусловно, личность выдающаяся и весомая в авиапромышленности. Марат Николаевич сохранил и продолжил дело своего учителя: поддержал и развил научно-практическую конструкторскую школу Миля — серьёзную и авторитетную. Опираясь на опыт и созданную базу, внёс в авиапромышленную отрасль новое и актуальное, — то, на чём и сегодня держится вертолётостроение. Благодаря его вкладу в развитие авиационной промышленности во многих регионах планеты ежедневно эксплуатируются усовершенствованные вертолёты марки «Ми».Инициатор многих творческих начал, он вырастил плеяду квалифицированных и талантливых руководителей подразделений Московского вертолётного завода, его единомышленников. Академик РАН, доктор технических наук, профессор  кафедры проектирования вертолётов МАИ Марат Николаевич Тищенко передаёт эстафету младшему поколению, делится знаниями и колоссальным опытом со студентами и молодыми специалистами, руководит дипломными работами, прививает любовь к такому сложному и наукоёмкому направлению, как вертолётостроение.Высокий интеллект, сдержанность, личное достоинство и принципиальная честность вызывают глубокое уважение соратников, коллег и многочисленных учеников.

Источник

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2