Инструменты кооперации вузов и госкомпаний

5 июля 2011

Взаимодействие предприятий аэрокосмической отрасли с профильными образовательными учреждениями развивается в нормальном темпе, чего пока нельзя сказать о ситуации в ряде других отраслей. 70% выпускников авиационных вузов идут работать по специальности, тогда как в целом по стране доля молодых специалистов, трудоустраивающихся в соответствии с полученной профессией, составляет только 40%. Такие данные привел в своем выступлении на семинаре «Инструменты кооперации вузов и компаний с государственным участием»советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Круглов. Он отметил, что интегрирующего звена между учреждениями ВПО и промышленностью еще нет, и обе стороны решают по большей части собственные, а не общие задачи. Московский авиационный институт (МАИ), организовавший данное мероприятие вместе с Национальным фондом подготовки кадров, представитель Рособрнадзора назвал одним из примеров положительной динамики инновационного развития университетов, успешного «взаимодействия науки, образования и промышленности».

Ректор МАИ Анатолий Геращенко рассказал об опыте и результатах развития вуза как научно-исследовательского университета, тесно сотрудничающего с ведущими отраслевыми компаниями-работодателями в сферах исследований и разработок и совершенствования подготовки специалистов. С 2007 года общий объем НИОКР возрос более чем в два раза. В рамках постановлений Правительства РФ №№ 218-220 успешно реализуются несколько инновационных проектов. Два из них (по созданию высокотехнологичного производства) осуществляются совместно с ОАО «РКС «МиГ» и «Корпорацией «Фазотрон-НИИР». МАИ является ключевым партнером ОАО «Компания «Сухой»: уже с первого курса студентов привлекают к работе на его предприятиях, а в столице выпускники вуза составляют 60% от общего числа молодых специалистов корпорации. Среди механизмов совместной работы над повышением качества обучения кадров – организация базовых кафедр на предприятиях, подготовка профстандартов, модификация и модернизация образовательных программ, привлечение представителей работодателя к преподавательской работе и другие.

МАИ – национальный исследовательский университет, возглавляющий УМО вузов авиационного и ракетно-космического профиля. В ряду приоритетных направлений его деятельности — сопровождение технологических платформ, координация взаимодействия организаций-участников и его информационное обеспечение. На основе умножающегося опыта такой работы корректируется программа развития университета как НИУ.

Проректор по научной работе МАИ Вячеслав Шевцов, считает, что развитию сотрудничества вузов с производством мешает неверие компаний в возможности университетов. Между тем, многие из вузов уже доказывают свою способность участвовать в конкретных проектах, вести как совместные, так и самостоятельные исследования и готовить высококлассных специалистов для производства и своих научно-преподавательских коллективов. О другой проблеме напомнил проректор МАИ по учебной работе Михаил Куприков: с 1 сентября начинается обучение студентов по новым образовательным стандартам, а профстандарты, с которыми должны быть согласованы программы обучения, отработаны далеко не со всеми предприятиями.

Представители компаний – партнеров университета, сформировавших программы инновационного развития, прокомментировали ситуацию в области взаимодействия с вузами со своей стороны. По мнению заместителя гендиректора по работе с персоналом «Компании Сухой» Алексея Акимова, необходимо развивать межвузовскую кооперацию для повышения эффективности работы над проектами, а также для оптимизации процесса закупки дорогостоящего оборудования по программам развития НИУ.

Заместитель генерального директора ФГУП ЦАГИ Андрей Дутов в своем выступлении отметил возрастющую роль вузовского сообщества в системе долгосрочного планирования развития науки и технологий в авиастроении.

Заместитель генерального директора ОАО «ОПК «Оборонпром» Владимир Довгий заметил, что «процесс интеграции вузовской науки с промышленностью идет достаточно сложно». Он напомнил, что сейчас компенсацию рисков предприятий, размещающих в университетах заказы на исследования и разработки, берет на себя государство. Однако это не может длиться вечно, и поэтому вузы должны воспользоваться открывшимся «окном возможностей», активно инициируя свои предложения, пока власть принуждает производителей генерировать спрос на инновации. «По нашим оценкам, на вузовскую науку через программы инновационного развития только на 2011 год компании с государственным участием готовы потратить порядка 20 млрд. рублей», - сообщил Владимир Довгий. Он подчеркнул, что такие средства могут стать существенным дополнением к тем, которые сегодня выделяются из госбюджета на развитие ведущих университетов и вузовской науки, но станут ли им на самом деле - это во многом будет зависеть от самих вузов. В случае отсутствия инициативы с их стороны у компаний появится повод отказаться от запланированных вложений - как выразился представитель «ОПК «Оборонпром», «по причине пассивности инновационной среды вне корпораций».

Также свои взгляды на взаимодействие промышленности и вузовского сообщества высказали представители Объединенной авиастроительной корпорации и холдинга «Вертолёты России». Значимость проводимого мероприятия была подчеркнута в приветственном слове помощника Министра образования и науки Российской Федерации Анны Деревниной.



В этот день было

Первый полет опытного вертолета Ми-26ТМ
Попытка пуска межконтинентальной баллистической ракеты «Atlas-D»
Основано ОКБ «Авиаавтоматика»