МАИ - альма-матер профессионалов аэрокосмической отрасли

17 ноября 2011

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет, НИУ) — ведущий вуз в сфере подготовки кадров для отраслей отечественного ОПК. В соответствии с номенклатурой специальностей по образовательным стандартам второго поколения в нашем университете проводится обучение наибольшему количеству оборонных специальностей в России. Признание уровня развития МАИ нашло свое отражение в присвоении статуса национального исследовательского университета авиационных, ракетных и космических систем. МАИ является головным вузом в Учебно-методическом объединении высших учебных заведений Российской Федерации в области авиации, ракетостроения и космоса (УМО АРК), созданном для координации развития аэрокосмического образования в нашей стране.

Как известно, в течение 90-х годов техническое, в том числе и аэрокосмическое образование в нашей стране переживало серьезный кризис. В настоящее время ситуация улучшается, но условия, в которых оно развивается, остаются сложными и достаточно противоречивыми.

Трудная задача

Целая группа факторов связана с общемировыми тенденциями развития отраслей, для которых мы готовим специалистов:

  • технологическая революция в отраслях оборонной промышленности (использование принципиально новых материалов, информационных систем, повышенные экологические требования);
  • переход к новому поколению техники (например разработка истребителя пятого поколения);
  • переход к новой идеологии разработки и проектирования аэрокосмической техники;
  • изменение структуры мирового рынка оборонной техники. (в частности связанное с потерей рынков стран Восточной Европы);
  • изменение структуры мировых рынков оборонных технологий (например пассажирских самолетов или коммерческих запусков спутников), доминирование на этих рынках нескольких компаний;
  • расширение международного разделения труда в отрасли, появление на рынке новых игроков (Китай, Индия, Бразилия) и соответствующее увеличение мировой потребности в высококвалифицированных специалистах;
  • усиление конкуренции на внутреннем рынке специалистов. С одной стороны, есть высокая востребованность специалистов-«оборонщиков» в других отраслях экономики, с другой — в России появляются центры разработок западных компаний (например проектные центры Boeing и Airbus).

В результате действия данных факторов произошло принципиальное изменение квалификационных требований к специалистам. Готовить их по-старому уже невозможно.

Другая группа факторов определяется тем, что в результате длительного недофинансирования в аэрокосмической отрасли существует острый кадровый голод.

Таким образом, перед аэрокосмическими и всеми оборонными вузами стоит трудная задача — подготовка специалистов нового типа, удовлетворяющих требованиям образовательных стандартов и работодателей.

Аналог технопарка

" Перед оборонными вузами стоит трудная задача — подготовка специалистов нового типа, удовлетворяющих требованиям образовательных стандартов и работодателей "

Какие процессы происходят в современном аэрокосмическом образовании и, в частности, в МАИ? Следует подчеркнуть, что в последнее время президент и правительство РФ стали уделять большое внимание развитию инженерного образования, в связи с чем значительно увеличилось выделение денежных средств. Причем рост финансирования происходит на конкурсной основе в рамках ряда крупных правительственных программ по развитию материально-технологической базы ведущих вузов. В 2008–2009 годах прошли конкурсы на создание ресурсных центров по аэрокосмической тематике. Ресурсные центры позволяют оснастить вуз передовым оборудованием и на данной базе совмещать выполнение реальных заказов промышленности и обучение студентов.

В 2009 году, а затем в 2010-м были проведены конкурсы на присвоение вузам статуса национального исследовательского университета. МАИ стал победителем конкурса и таким образом получил этот высокий статус и связанное с ним дополнительное финансирование на закупку современного оборудования, разработку собственных образовательных стандартов и стажировку преподавателей в ведущих мировых научных и образовательных центрах. В настоящее время в МАИ действуют четыре ресурсных центра аэрокосмической направленности.

Сегодня в Московском авиационном институте на девяти факультетах, в четырех институтах и четырех филиалах учатся около 20 000 студентов различных форм обучения. До 1 сентября 2011 года набор осуществлялся по 52 специальностям профессионального высшего образования и пяти направлениям подготовки бакалавров и магистров. Ведется активная работа по переходу на многоуровневую систему образования: кафедрами МАИ заявлено 111 профилей программы подготовки бакалавров и 104 магистерские программы по 34 направлениям подготовки бакалавров и магистров, а также 9 специальностей с 53 специализациями.

В университете работают более 2300 преподавателей, в том числе 16 действительных членов и членов-корреспондентов РАН, свыше 450 докторов наук, профессоров и свыше 1100 кандидатов наук, доцентов.

Всего за прошедшие со дня создания годы из стен института вышли более 250 генеральных и главных конструкторов, руководителей научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций базовых отраслей.

Выпускниками МАИ являются 50 академиков и членов-корреспондентов АН СССР и Российской академии наук. Из стен университета вышел 21 летчик-космонавт, который отработал в космосе в общей сложности более 12 лет.

Благодаря новому оборудованию подразделения МАИ увеличивают объемы проводимых НИОКР. Так, только лишь ресурсный центр в области производства летательных аппаратов в 2010 году провел научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 10,5 миллиона рублей. Общий объем НИОКР с 2007-го увеличился более чем в два раза и в 2010 году составил более 700 миллионов рублей. Из них около 95 миллионов рублей — бюджетное финансирование.

Сегодня Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) представляет собой аналог технопарка, на территории которого наряду с учебными аудиториями сконцентрированы научно-исследовательские центры, лаборатории, ресурсные центры, конструкторские бюро, опытно-экспериментальный завод, объекты социального комплекса, базы отдыха, аэродром.

Основа для движения вперед

Аэрокосмическое образование в России имеет большой потенциал и активно развивается.

Можно выделить основные принципы, которые мы закладываем в программу развития нашего университета:

  • гибкость образования: быстрое реагирование на требования промышленности, возможность изучения отдельных технологий, в том числе по заказам предприятий, индивидуализация обучения;
  • соединение образования, научных исследований и инноваций в единый процесс;
  • опережающая подготовка благодаря использованию самого передового оборудования и передовых образовательных методик;
  • участие в конкуренции на мировом рынке образовательных услуг, а также включение в международное образовательное, научное и инновационное пространство;
  • непрерывная подготовка с использованием программ разного уровня образования — от рабочих до кадров высшей квалификации, а также повышение квалификации;
  • реализация передовых образовательных технологий, в том числе с использованием дистанционных интернет-технологий и современных методов тестирования;
  • улучшение финансирования университета не только за счет государственных ассигнований, но и за счет выполнения заказов промышленности, внедрения инноваций, предложения различных платных образовательных услуг, в том числе повышения квалификации, привлечения иностранных студентов;
  • повышение мобильности образования, с одной стороны, за счет гибкого обучения, а с другой — за счет обучения студентов из других вузов на передовом научном и образовательном оборудовании.

Препятствия на пути

Реализация этого потенциала возможна только при решении целого ряда проблем, на которые хотелось бы обратить внимание читателей.

Первая из них связана с переходом на уровневую систему подготовки.

В соответствии с действующим законодательством перечень направлений подготовки бакалавриата и магистратуры утверждается приказом министра образования и науки РФ, а перечень специальностей — постановлением председателя правительства РФ.

При формировании данных документов был выработан следующий принцип: для целого ряда предметных областей будет осуществляться только подготовка бакалавров и магистров, для других вводится принцип вариативности, то есть начнут реализовываться образовательные программы всех трех типов. К первому типу областей (их большинство) относятся, например, вся гуманитарная сфера и экономика, ко второму — ряд творческих специальностей и некоторые высокотехнологичные специальности, прежде всего оборонные.

Принцип вариативности распространяется и на подготовку кадров для аэрокосмического комплекса.

В 2008–2009 годах формировались предложения по созданию перечня специальностей и направлений. УМО АРК совместно с УМО по университетскому политехническому образованию (созданному при МГТУ им. Баумана) запрашивало мнение руководителей аэрокосмической промышленности по поводу перехода на подготовку бакалавров. Практически все главы предприятий высказались против бакалавриата и за сохранение подготовки специалистов.

Министерство образования и науки РФ приняло другое решение и в вузах аэрокосмического профиля с 2011/12 учебного года начинается подготовка не только специалистов, но и бакалавров и магистров. При этом номенклатура специальностей резко сократилась. Например, вместо четырех ранее действовавших специальностей: «Авиационные двигатели», «Ракетные двигатели», «Электроракетные двигатели» и «Авиационная и космическая теплотехника» с 2011-го остается одна — «Проектирование авиационных и ракетных двигателей».

В связи с таким глубоким изменением номенклатуры специальностей и направлений подготовки и переходом на многоуровневую систему возникает целый ряд серьезных проблем для аэрокосмической отрасли. Первая из них очевидна — в промышленности не знают, что собой представляют бакалавры и каким образом их можно использовать. Квалификационные требования к бакалаврам не разработаны и поэтому предстоит период длительной адаптации промышленности к новому типу выпускников вузов.

Вторая проблема связана с компетентностной парадигмой. В принципе компетентностный подход должен улучшить качество образования и укрепить связи вузов с работодателями, однако при его реализации возникает ряд трудностей. Компетенции в первую очередь должны формироваться работодателями в своих профессиональных стандартах, а затем транслироваться в стандарты образовательные. В аэрокосмической отрасли несколько профессиональных стандартов разработаны Объединенной авиастроительной корпорацией, но эти стандарты охватывают далеко не все профессии, связанные с авиацией, ракетостроением и космонавтикой. Поэтому большинство образовательных стандартов разрабатывалось при отсутствии профессиональных стандартов.

Еще одна трудность заключается в том, что не сформированы методологические принципы измерения компетенций. Кроме того, диплом выдается выпускнику, а компетенции проявляются в последующей профессиональной деятельности. Возникает потребность в аккредитации специалистов какими-то профессиональными обществами и объединениями. К сожалению, такая система практически отсутствует в нашей стране и ее еще необходимо создать.

В то же время существуют определенные вопросы, для решения которых требуется принятие дополнительных правовых актов.

Один из таких вопросов — особенности образовательной и научной деятельности технических университетов. В большинстве законов и нормативных актов не учитывается специфика технического образования.

Подготовка инженеров в наукоемких отраслях — очень затратный процесс. Требуются помещения и даже целые корпуса для проведения научных исследований и лабораторных занятий со студентами, необходимо крайне дорогостоящее оборудование.

Учебный и научный процесс в технических вузах значительно более энергоемкий по сравнению с вузами гуманитарного или экономического профиля. Однако в нормах финансирования вузов, в том числе и при финансировании коммунальных расходов, все это никак не учитывается.

Следует отметить, что в последнее время благодаря государственной политике улучшилась ситуация с оборудованием. В частности, наш вуз получил статус национального исследовательского университета и мы начали получать современное оборудование, создавать на его базе ресурсные центры. Оборудование требует квалифицированного обслуживающего персонала, однако финансирование на это не выделяется. Собственные вузовские ставки для такого персонала крайне низки и найти квалифицированного работника просто невозможно. Поэтому дорогостоящее оборудование будет использоваться неэффективно.

Источник

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2