Интервью ректора МАИ А. Н. Геращенко для Venture Business News

22 марта 2012
Интервью ректора МАИ А. Н. Геращенко для Venture Business News

Приводим сводки с полей. Нашумевшие законодательные проекты о национальных исследовательских университетах и технологических платформах позволили многим вузам трансформировать свои образовательные методы, перекроить учебный процесс, улучшить свою деятельность, рассчитывать на масштабные инвестиции и экспертную помощь.

Одним из таких ВУЗов стал и Московский авиационный институт. Место, где у романтических мальчишек, мечтающих о небе, отбивали всякую тягу к полётам и авиации ввиду ригидности и неповоротливости системы. Посмотрим, как государственные программы меняют реалии образования в этом ВУЗе.

— Анатолий Николаевич, расскажите, пожалуйста, каково в настоящее время отношение к учёным в стране?

— В последнее время руководство страны уделяет большое внимание развитию научного потенциала ВУЗов. Так, 29-ти ВУЗам Правительством Российской Федерации была присвоена категория «национальный исследовательский университет», благодаря чему у них появились дополнительные возможности. Финансирование программы развития Московского авиационного института как национального исследовательского университета на 2009–2018 годы составляет 1600 миллионов рублей из средств государственного бюджета при условии софинансирования в размере не менее 320 миллионов рублей. Благодаря этому, мы закупаем самое современное уникальное оборудование. В качестве индикатора повышения внимания к учёным в России на примере МАИ можно считать увеличение общего объёма выполняемых ВУЗом научно-исследовательских работ с 2007 года более чем в 2,5 раза. Оборудование мы приобретаем, обсуждая с нашими профильными предприятиями. Такой подход гарантирует качество закупки и предоставляет возможности того, что предприятия будут с радостью брать наших студентов к себе на работу и заказывать у нас научно-исследовательские работы. Мы стремимся к тому, чтобы организовать для наших выпускников такую систему, которая поможет им быть востребованными.

Я могу сказать, что в последнее время для ученых ВУЗов разработан ряд федеральных целевых программ, а также были проведены конкурсы на право получения субсидий, а именно: — на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, проводившихся по Постановлению Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 г. № 218; — на реализацию комплексной программы развития инновационной инфраструктуры ВУЗов в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 г. № 219; — для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, проводимого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 г. № 220.

Отдельно следует отметить важную инициативу государства по формированию на базе головных предприятий высокотехнологичных отраслей так называемых программ инновационного развития, предусматривающих существенное увеличение расходов на научно-исследовательские работы, естественно, с увеличением участия ВУЗов.

В августе 2010 года Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям утверждены программы инновационного развития 47 компаний, из которых 16 включили МАИ в собственные программы в качестве опорного ВУЗа. В свою очередь, научными коллективами МАИ были подготовлены для 19 компаний из этого списка предложения по инновационным проектам общим объёмом порядка 13 млрд. руб. В 2011 году в рамках реализации программ инновационного развития одиннадцатью компаниями были профинансированы работы на 260 млн. рублей, проведённые при участии научных коллективов МАИ.

Считаю, что для формирования нового поколения учёных в нашей стране подготовка студентов должна проходить через научные исследования и в жёсткой связи с предприятиями. Мы сейчас активно развиваем это направление: заключено около 70 договоров с авиационно-космическими и оборонными предприятиями. Также для студентов 3-4 курсов организованы практики и написание курсовых и дипломных работ на предприятиях при участии наших преподавателей. При этом студенты работают не над виртуальными, а реальными проектами, за что даже получают денежные средства. Этим мы как бы «убиваем двух зайцев»: и наш преподаватель проходит повышение квалификации, и специалист предприятия, занимаясь с нашими студентами, следит за тем, в каком русле ведётся учебный процесс в вузах.

Также поставлена задача вести в МАИ учебный процесс неразрывно с производством и наукой. Многочисленные базовые предприятия и опытно-конструкторские бюро на основе образовательных стандартов определяют компетенции, которыми должен обладать будущий специалист. Так организуется научно-образовательно-производственное пространство, пройдя через которое выпускник-специалист может мгновенно адаптироваться на производстве.

— Как обстоят дела с инновациями в настоящее время? Есть ли прогресс относительно советского периода?

— Инновации нельзя разделить на инновации при Советском Союзе и на современные. Инновации были всегда, разве что раньше мы работали в замкнутом пространстве. Был Совет по экономической взаимопомощи и был капиталистический мир. Наибольшие потери произошли в 90-е годы, которые я называю «лихолетием», когда ВУЗы были брошены и все выживали, как могли. Сейчас, как я говорил, государство обратило внимание на «высшую школу». Есть, где себя проявить. Я говорю о тех многочисленных конкурсах для молодёжи и уже состоявшихся учёных. Таким образом, для каждой эпохи существуют свои требования к инновациям. Когда мы входим в мировую экономическую систему, в том числе в ВТО, без инновационного вектора развития нам не обойтись. В этом контексте МАИ предлагает целый ряд инновационных разработок и научных исследований, в том числе с участием зарубежных партнёров. Отдельно можно выделить совместные с Массачусетским технологическим институтом проекты, которые планируется реализовывать в рамках развития инновационного центра «Сколково». Разработка и реализация инновационных программ представляет значительный интерес для молодых исследователей, и мы планируем активно развивать это направление.

— Каково Ваше отношение к тому, что многие молодые учёные после окончания ВУЗов уезжают за границу?

— Уезжают многие, но я считаю, что сейчас уже массового отъезда учёных нет. У нас создается положительный инновационный климат и многие уже подумывают о том, чтобы возвратиться и работать в России. Пример тому — «Сколково», где привлекаются зарубежные университеты, в основном американские. Но ведь в них работают многие из числа тех, кто когда-то уехали из Советского Союза. Хоть и под эгидой зарубежного образования, но они возвращаются работать в Россию. Я думаю, что так будет продолжаться и дальше, имея ввиду внедрение инноваций, развитие бизнеса и малых предприятий, в первую очередь, в современной отечественной высокотехнологичной промышленности. Многие пересмотрят свое решение о переезде за границу и будут работать на своей Родине.

— Спасибо за беседу.

Анатолий Николаевич Геращенко

(род. 2 декабря 1949) — профессор, д. т. н., с 2007 года ректор Московского авиационного института, автор более 50 научных трудов и статей. А. Н. Геращенко имеет большое количество наград, среди которых:
  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени
  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Медаль «300 лет Российскому флоту»
  • Медаль «За трудовую доблесть»
  • Девять медалей различных министерств и ведомств
  • Лауреат премии Правительства РФ в области образования
  • Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
  • Почётный работник высшего образования РФ

Фото: venture-news.ru

В этот день было

Первый полет самолета Ту-334
Первая ночная посадка самолета Т10К-2
Первый полет гидросамолета Бе-8