Всероссийская видеоконференция прошла в МАИ
21 мая 2012100 книг, которые определят отечественный культурный код
17 мая в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете) Общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание» организовала и провела Всероссийскую видеоконференцию, посвящённую обсуждению инициативы Президента Российской Федерации В. В. Путина о формировании списка 100 книг, которые должен прочитать каждый школьник.
В мероприятии участвовали учителя русского языка и литературы, библиотекари, работники музеев из Москвы, Подмосковья, Тверской области. На видеосвязи были представители учительской общественности Архангельской, Волгоградской области (Светлый Яр), Краснодарского края (Темрюк), Нижегородской, Пензенской, Пермской, Ульяновской, Ростовской областей; Республики Башкортостан (Мелеуз), из городов Вязьмы и Гагарина Смоленской области. Кроме того, была установлена видеосвязь с рядом школ Москвы. Видеосвязь осуществляли специалисты РЦ НИИТ МАИ.
Почётным гостем и участником видеоконференции стал Шалва Александрович Амонашвили — руководитель лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете.
Как известно, 23 января «Независимая газета» опубликовала статью Председателя Правительства РФ, теперь Президента Российской Федерации, Владимира Путина «Россия: национальный вопрос», в которой глава российского правительства предложил сформировать список из 100 книг, определяющих отечественный «культурный канон», которые должен прочитать каждый выпускник школы. «Давайте проведём опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. Не вызубрить в школе, а именно самостоятельно прочитать. И давайте сделаем выпускным экзаменом сочинение на темы прочитанного. Или, по крайней мере, дадим молодым людям возможность проявить свои знания и свое мировоззрение на олимпиадах и конкурсах», — предложил премьер. По мнению В. Путина, образованию принадлежит огромная роль в деле укрепления национального «культурного кода».
Шалва Александрович Амонашвили, выступая на видеоконференции, заметил, что формирование такого списка дело, безусловно, нужное и важное, требующее большой работы и обсуждений. Однако сразу возникает масса проблем, требующих своего решения. Прежде всего, необходимо сформировать у учеников мотивацию к чтению, вкус к чтению, возродить семейное чтение.
При дальнейшем обсуждении участники конференции задавались теми же вопросами. Действительно, можно сформировать прекрасный список, состоящий из ста или более книг. Но потянется ли к этим книгам детская рука? Многие учителя, как в Москве, так и в регионах предлагали привлечь к обсуждению темы родителей. Ведь именно они первыми знакомят с книгой своего ребёнка. К сожалению, сетовала учительница начальных классов московской школы Ольга Бугаева, зачастую родители не читают своим детям книг. В результате, дети знают Шрека, но не знают героев книг Носова, Успенского, Волкова. По содержанию списка поступали предложения включить помимо классических русских и зарубежных авторов, произведения современных писателей, в том числе писателей каждого региона страны. Завершая конференцию, её участники пришли к выводу, что обсуждение темы необходимо продолжить.
Справка
Общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание» была создана в 2006 году. На сегодняшний день она объединяет в своих рядах более 320 тысяч учителей, родителей, представителей педагогической общественности из 72 регионов нашей страны.