100 лет со дня рождения академика Бориса Николаевича Петрова

18 марта 2013
100 лет со дня рождения академика Бориса Николаевича Петрова

11 марта 2013 года исполняется 100 лет со дня рождения Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР, вице-президента АН СССР академика Бориса Николаевича Петрова (1913 — 1980).

18 марта 2013 года в 11.00 состоится расширенне совместное заседание бюро ОЭММПУ и ОНИТ РАН и Ученого совета ИПУ РАН, посвященное памяти академика Б. Н. Петрова.

Б. Н. Петров является одним из основоположников теории инвариантности систем управления. Он сформулировал критерий физической реализуемости условий инвариантности, который известен как принцип двухканальности Б. Н. Петрова.

Многогранные исследования в области теории инвариантности привели к созданию новых принципов и структур различных типов комбинированных систем.

Борис Николаевич отличался энциклопедичностью знаний и интересов. Активно работая в области общей теории автоматического управления, он выбирал всегда для изучения и развития самые актуальные задачи.

Широко известны работы Б. Н. Петрова по исследованию нестационарных и многосвязных систем, работы в области теории чувствительности, в области синтеза алгоритмов управления как обратной задачи динамики.

Всю свою творческую жизнь Б. Н. Петров работал в тесном контакте с ведущими деятелями нашей ракетно-космической науки и техники — С. П. Королёвым, В. П. Глушко, М. К. Янгелем, В. Н. Челомеем, В. Ф. Уткиным, М. Ф. Решетнёвым, В. П. Мишиным, Н. А. Пилюгиным и другими первопроходцами нашего ракетостроения и космонавтики. Он по праву вошёл в состав когорты основоположников отечественной космонавтики. Борис Николаевич участвовал в большинстве пусков в Капустином Яре и на Байконуре в период становления и первых работ С. П. Королёва по освоению космического пространства. Неоднократно участвовал в работе Государственной комиссии по пускам. Многолетний творческий контакт связывал Бориса Николаевича с М. В. Келдышем. Б. Н. Петров участвовал в разработке и обсуждении космических программ нашей страны. В период разработки отечественной многоразовой космической системы Б. Н. Петров активно участвовал в формировании облика корабля «Буран».

Борис Николаевич был талантливым педагогом. Свою педагогическую деятельность он начал в Московском авиационном институте им. С. Орджоникидзе в 1944 г. на кафедре «Автоматическое управление и стабилизация самолетов». С 1950 г. и до последних дней своей жизни он возглавлял эту кафедру, преобразованную им в кафедру «Системы автоматического управления летательными аппаратами». Лекции Бориса Николаевича всегда пользовались успехом у студентов. Благодаря его постоянной и кропотливой работе на кафедре сложился высококвалифицированный научно-педагогический коллектив, её учебный план стал образцом для многих вузов страны.

Под руководством Б. Н. Петрова выросли крупные коллективы специалистов. Созданная им большая научная школа успешно развивает актуальные проблемы современной теории управления. Его ученики избраны в Российскую академию наук, многие защитили диссертации, стали известными учёными и инженерами, возглавляют кафедры, различные научные и промышленные организации.

Б. Н. Петрову было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он был награждён пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, удостоен Ленинской и Государственных премий СССР.

В ноябре 1980 г. вышло постановление Правительства об увековечении памяти Б. Н. Петрова. Президиум АН СССР учредил золотую медаль имени Б. Н. Петрова (с 1993 г. — премия), присуждаемую за выдающиеся работы в области теории и систем автоматического управления, а также в области экспериментальных исследований по освоению космического пространства. Одна из площадей Москвы названа именем академика Б. Н. Петрова и одному из научно-исследовательских кораблей Академии наук присвоено имя академика Б. Н. Петрова. На зданиях Института проблем управления и Московского авиационного института установлены мемориальные доски в память Бориса Николаевича Петрова.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2