Итоги конференции на факультете «Социальный инжиниринг» МАИ

3 июня 2013

17 мая 2013 года на факультете «Cоциальный инжиниринг» была проведена научно-практическая конференция «Авиационная и ракетно-космическая техника: социоприродные, ценностные, философско-методологические аспекты развития». Конференция проводилась в соответствии с приказом ректора МАИ.

Её организаторами выступали кафедра философии, факультет социального инжиниринга, НИРС МАИ. В работе конференции участвовали студенты 1, 2, 3, 4, 6, и 10 факультетов, а также аспиранты и преподаватели. На адрес конференции поступило 39 оформленных в соответствии с научными стандартами докладов. Общее количество участников конференции 61 человек.

На пленарном заседании конференции выступил Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой философии, профессор Ю. В. Крянев. Он подчеркнул важность включения студентов в научную работу, поделился собственным опытом научной деятельности, в том числе и в студенческие годы. С приветственным словом к участникам конференции обратились заместители декана факультета социального инжиниринга Д. А. Квон и А. В. Крутов. Большой интерес вызвало выступление студента 4 факультета А. М. Горячева (04- 406), который рассказал о своём участии в работе 51-й Международной научной студенческой конференции в Новосибирске, подчеркнул масштабность и представительность этого студенческого форума.

В докладах студентов на секционных заседаниях конференции рассматривалось значение авиационной и ракетно-космической техники в современном мире, её влияние на науку, технику (глобальную техносферу), социум, современную цивилизацию, будущее человечества. Вместе с тем было отмечено, что авиационно-космическая техника получает активизирующие импульсы не только из внутренней логики своего развития, но и из социума, от многоаспектного комплекса культурных, мировоззренческих, ценностных ориентаций. Значение этих факторов постоянно возрастает, что актуализирует тематику настоящей конференции.

В докладе студента Д. А. Бережного (03-203С) был поставлен вопрос о кризисе в развитии российской космической отрасли. Наряду с финансовыми, организационными, кадровыми проблемами, неопределенностью в стратегии и тактике развития российской космонавтики, — ведущей причиной кризиса, по мнению автора, является потеря «романтики исследования космоса». Поэтому изменение отношения к космическим исследованиям, развитие космического сознания и образования, разъяснение огромного потенциала космонавтики — необходимые факторы в решении данного кризиса. Перспективы аэрокосмических исследований, их воздействие на фундаментальную науку, вопросы международного сотрудничества в космосе получили отражение в выступлениях М. Д. Герасимова (30-116Б), В. А. Араповой (1 ф.,10-101Б) и др.

Многогранный характер влияния аэрокосмической деятельности на современную цивилизацию освещался в докладе П. А. Колпакова и Д. В. Копцовой (10-401). Авторы выделили консолидирующие, технологические, когнитивные, экологические компоненты влияния. Консолидирующие факторы рассматривались в выступлении И. Ю. Сергеева (04-312). По его мнению, космическая деятельность ставить вопрос о новых стандартах в социальных взаимоотношениях, служит фактором объединения человечества для решения как земных проблем, так и задач освоения Космоса.

В докладе Е. А. Ширениной и Р. А. Козлова (04-201С) было проанализировано влияние космической техники на развитие современного информационного общества. Авторы отметили возрастающую роль космических систем (навигационные, геодезические, системы связи и др.) в образовании глобальной информационной сферы.

Экологическая тематика получила обстоятельное освещение в выступлениях участников конференции (доклады Д. В. Малинина (02-202), А. Васильевой (10-402), А. О. Мухортова (60-106Б) и др). Лейтмотивом данной темы была идея о необходимости социально-экологической и эколого-политической коррекции сферы аэрокосмической деятельности, т. е. введения правовых норм освоения внеземных ресурсов, создание мощной системы охраны природы Земли и ближнего Космоса.

Обычно при рассмотрении экологической проблематики подчёркивается негативное воздействие авиационной и ракетно-космической техники на природную среду. Однако не следует упускать из вида, что благодаря аэрокосмическим методам экологического мониторинга человечество получило высокоэффективные способы наблюдения за окружающей средой, без применения которых решение экологических проблем невозможно (доклады И. Э. Ванак (40-204С), М. А. Ромахова (1ф., 10-101)).

В выступлении А. М. Горячева (04-406) анализировалась методологическая роль самообразовательной деятельности в инженерном образовании и творчестве. Автор констатировал тот факт, что многие творцы авиационной и космической техники самостоятельно осваивали научные и технические знания в единстве с практической деятельностью. Это формировало в них навык самостоятельного подхода к решению возникающих технических проблем, служило основой развития инновационных способностей.

В докладе А. А. Коротаева (40-202С) был затронут эстетический аспект аэрокосмической деятельности. Автор подчеркнул, что красота космоса и авиационно-космической техники — не только самостоятельная ценность и источник позитивных эмоций. Она выполняет также познавательно-побуждающую роль и служит основой специфического приёма в техническом творчестве. Ориентируясь на создание технически и эстетически совершенного летательного аппарата, изобретатель с большой долей вероятности может получить эффективное конструкторское решение.

Большой интерес на конференции вызвала тема полёта на Марс. В докладе А. А. Тутурова и А. И. Сиротинского (60-207С) рассмотрены технические, антропологические и моральные аспекты осуществления такого проекта. Авторы обсуждают недавно проведенный в нашей стране эксперимент «Марс- 500», трудности, с которыми предстоит столкнуться при осуществлении реального полета на «красную планету». Их вывод: полет на Марс откроет новую эру в развитии человечества, колонизация Марса человеком возможна. Однако, на вопрос к докладчикам: «Готовы ли они участвовать в полёте на Марс „в один конец“ т. е. без возвращения на Землю?», — был дан отрицательный ответ.

Большое внимание в работе конференции было уделено этическим и гуманитарным аспектам развития авиационной и ракетно-космической техники. В докладах Л. А. Кошелева (06-407), С. О. Сасса (1 ф., 10-203С) и др. речь шла не только о профессиональной ответственности разработчиков техники за результаты своего труда, получение инновационных достижений, но также и об ответственности за использование техники. Отмечалось, что авиационная и ракетно-космическая техника, как и всякая техника, есть лишь средство для реализации определённых человеческих целей. Но это особое, можно сказать, судьбоносное средство. С помощью него человек изменил своё место и статус в мире, стал человеком летающим, ему открылись просторы космоса. Это средство может стать орудием спасения жизни и человечества, но способно превратиться в инструмент самоуничтожения современной цивилизации, если будет подчинено задачам геополитического господства и милитаризации. Важно, чтобы последнее не осуществилось!

Конференция прошла в конструктивной творческой атмосфере, продемонстрировала большой интерес её участников к проблемам авиационно-космической техники. Конференция сыграла важную роль в привлечении студентов к научно-исследовательской работе и оказала позитивное воздействие на развитие их научного мировоззрения и профессионализации.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2