Первый день МАКС — 2013: доступ к разработкам МАИ открыт

27 августа 2013

Открытие Международного авиационно-космического салона «МАКС — 2013» оказалось на редкость насыщенным. Деловые встречи перемежались с конференциями, круглыми столами, церемониями награждения лучших разработчиков в области авиации и космонавтики.

Многочисленные события в этот день ждали и Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). Стенд вуза представлен в разделе выставки «Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодёжи» в павильоне «F4». На МАКСе маёвцы приготовили для гостей стенда не только свои самые передовые и перспективные разработки, но и увлекательную интерактивную программу с призами и подарками. На открытой выставочной площадке перед павильоном «F4» можно принять участие в фотоконкурсе.

Победителей розыгрышей от МАИ в этот день было немало. Ручки, магниты, значки находили своих владельцев и привлекали на стенд МАИ всё больше посетителей. Однако основными героями экспозиции, конечно, были разработки. О некоторых проектах корреспонденту интернет-портала mai.ru рассказали сами разработчики...

В перспективе — беспилотники и гидравлические приводы

Всех посетителей в павильоне  встречал уникальный вертолётный комплекс «Ворон — 300». Вячеслав Шевцов, проректор МАИ по научной работе, в беседе с министром инвестиций и инноваций Московской области Глебом Бондаренко, посетившим стенд вуза, назвал эту разработку одной из самых перспективных и разъяснил конкурентные преимущества этого комплекса.

Напомним, что «Ворон» обладает по-настоящему широким спектром деятельности. Например, он одновременно способен вести наблюдение и, благодаря установленному на нём вооружению, вести прицельные выстрелы по позициям противника. Кроме того, «Ворон» может переносить полезную нагрузку и сбрасывать её по команде. Этот беспилотный летательный аппарат может работать автономно при помощи заданной программы либо автоматически при помощи специального устройства, напоминающего джойстик. «Ворон» уже состоит на службе у силовых структур России.

Ещё одна разработка МАИ, стоящая на вооружении у Министерства обороны, — малогабаритная радиолокационная станция МБРЛС МФ2. По словам Владимира Севастьянова, начальника лаборатории по разработке автоматического программного обеспечения научного центра специальных радиоэлектронных систем менеджмента (НЦ СРМ) МАИ, сейчас радар модернизируется. Планируется, что он будет устанавливаться на лёгкие самолёты и беспилотники.

Артём Алексеенков, инженер факультета № 7 МАИ, представил гибридный двухрежимный привод самолёта. Такая система способна придавать летательному аппарату стабильность в ветреную или ненастную погоду. В перспективном будущем, по мнению инженера, все летательные аппараты перейдут на такой привод.

Маёвцы победили, но дружба не пострадала

В день открытия в конференц-зале павильона «F4» прошёл финальный тур конкурса Международного молодёжного форума «Будущее авиации и космонавтики за молодой Россией», организованного Рыбинским государственным авиационным техническим университетом им. П. А. Соловьёва при поддержке Минобрнауки России. В его работе приняли участие более 100 человек. Цель форума — продемонстрировать потенциал вузовских разработок в области авиации и космонавтики. Оценивали проекты эксперты — представители университетов и предприятий промышленности в трёх номинациях: «Студент», «Аспирант» и «Молодой специалист». Членом жюри от Московского авиационного института  был декан факультета «Двигатели летательных аппаратов» Алексей Агульник. На финальном этапе конкурса МАИ представляли: Дмитрий Катенин, техник НОЦ «Двигатели и энергоустановки», Антон Хахалев, инженер НОЦ «Двигатели и энергоустановки» и Нелли Сафина, студентка 6-го курса филиала «Стрела» МАИ. Проекты ребят по достоинству оценили члены жюри, и в результате — пьедестал почёта принадлежит маёвцам.

— Мой проект был посвящён цифровому трёхмерному сканированию физических объектов. Мы сканируем установки, а потом проектируем трёхмерную модель. В ближайшем будущем мы с коллегами планируем изготовить модернизированный двигатель и показывать его студентам. А может, получится пустить его в серийное производство и заинтересовать в нём заказчиков, — рассказывает Дмитрий Катенин корреспонденту интернет-портала mai.ru после награждения.

Победителей в этот день ждал по-настоящему дорогой и памятный подарок, ведь их лично поздравил ректор МАИ Анатолий Геращенко. Кстати, в этот день ректор вуза участвовал в открытии детского комплекса «От винта!». Напомним, что МАИ выступает одним из партнёров этой программы .

Ответ МАИ малому бизнесу в авиации

В рамках авиационно-космического салона прошёл круглый стол «Инфраструктура поддержки малого бизнеса Москвы». В его работе приняли участие проректор по научной работе МАИ Вячеслав Шевцов и руководители Центра начинающего предпринимательства МАИ. Гости мероприятия — представители бизнес-инкубаторов и технопарков, ведущих научных и производственных центров, авиаконструкторские компании, чиновники — затронули вопросы приоритетных направлений в сфере авиационного бизнеса и авиационного предпринимательства.

По словам Вячеслава Шевцова, мероприятие, безусловно, заслуживает внимания, но тем не менее пока ещё сложно представить себе авиацию как отрасль малого бизнеса. «Над этим ещё предстоит работать», — подытожил проректор.

Предстоит работать маёвцам и завтра. В программе второго дня   — подписание соглашения между ОАК и профильными вузами о создании авиастроительного образовательного кластера в г. Жуковском и соглашения о сотрудничестве между МАИ и американским Университетом аэронавтики Эмбри Риддл. Эти события станут ключевыми событиями деловой программы МАИ на МАКСе — 2013.

Также 28 августа два самолёта МАИ продемонстрируют фигуры высшего пилотажа в рамках лётной программы.

В этот день было

Первый вертикальный взлет СВВП с палубы корабля
Родился лётчик-вертолётчик Герой Советского Союза Н.И.Малышев
Родился лётчик-испытатель Ю. А. Егоров