Сделано в МАИ или разработки для всех

30 августа 2013

С 30 августа Международный авиационно-космический салон «МАКС — 2013» открыт для всех желающих. Их, по сообщению местного ГУВД, оказалось не мало — более 18 тысяч человек. Не оставила посетителей равнодушной и экспозиция Московского авиационного института (национального исследовательского университета).

Эй, вы, там, наверху...

Первая разработка МАИ, которую ещё издалека могли увидеть пришедшие на МАКС, — аэростат «Колибри». Трудно было не заметить, что авторство принадлежит именно МАИ. Поднятый на огромную высоту «Колибри» украшал флаг с символикой вуза.

Проект аэростата «Колибри»  совместный. Кроме МАИ, им занимается компания РТИ. По словам еще одного разработчика, представителя РТИ Александра Дудко, аэростаты ни чем не хуже обычных вышек, только стоят намного дешевле.

— Зачем отстраивать аналог Останкинской башни, если можно поднять аэростат с прикреплённой на ней фото- и видеоаппаратурой и получить на компьютер чёткое изображение, — комментирует особенности аэростата Александр Дудко. Кстати, в комплексе с «Колибри» предполагается ещё радиолокационная установка. Она помещена в обычный УАЗ.

Почувствуй себя пилотом

На стенде МАИ у юных изобретателей большой популярностью пользовался симулятор полёта, который привёз на МАКС ведущий инженер кафедры «Динамика управления летательными аппаратами» Константин Висляев. Помимо специальной компьютерной программы, в комплекс входит специальная приборная панель, при помощи которой можно регулировать полёт — например, выдвигать шасси, тормозить двигателем и т. д., а также штурвал.

— Управлять самолётом даже проще, чем автомобилем, — с улыбкой рассказывает корреспонденту mai.ru Константин Сергеевич, — некоторые студенты МАИ после занятий даже решались идти в пилоты. Например, один юноша, помню, в учёбе успехами не блистал, а вот теперь зато отличный лётчик.

В МАИ существует даже специальный класс, где обучаться лётной практике могут сразу 27 человек.

Простые задачи для машины с интеллектом

Прямо напротив авиасимулятора располагается интеллектуальная система управления подвижным объектом. Когда слушаешь рассказ Сергея Пушилина, аспиранта МАИ и одного из разработчиков, то понимаешь, что нет ничего сложного для машины с интеллектом. Система разработки направлена на распознавание направления взгляда оператора и дополнена аудиоканалом для передачи голосовых команд.

— Представьте, что ваш взгляд — это штурвал, — советует Сергей Пушилин, — куда вы посмотрите, туда самолёт и полетит.

Перед монитором, на котором изображён летательный аппарат, установлена небольшая платформа. Как только человек на неё встаёт, самолёт  подчиняется взгляду. Посмотришь направо — летательный аппарат послушно пилотирует направо, вперёд — разворачивается и летит вперёд. Интеллектуальная система обрабатывает информацию с видеокамеры, направленной на лицо оператора, и действует по «грубым» и «точным» каналам. «Грубый» канал — поворот головы, «точный» — взгляда. Именно поэтому комплекс состоит из двух каналов. Как и все разработки МАИ, интеллектуальная система управления подвижным составом обладает широким спектром применения.

— Она способна заменить пилоту сложные системы управления со множеством кнопок, рычагов, переключателей, — говорит Сергей Пушилин. — Можно использовать прибор в бытовых и медицинских целях. Например, он отлично подходит для управления инвалидными колясками. Часто бывает, что человек лишён возможности задействовать в своём движении руки, у него нарушена координация движений и моторика. Тогда такая система для него — настоящая находка. А в медицине может служить для диагностики ряда неврологических заболеваний.

Делу — время

Дни массового посещения не помешали МАИ вести деловые переговоры. Стенд вуза посетили представители руководства Торгово-промышленной палаты РФ, Тайбэйско-московской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству (Тайвань) в лице директора отдела по науке и технологиям господина У Ши-И.

Как помочь авиамоделистам

Все зрители могли увидеть в дни массовых посещений поединки маёвских авиамоделистов. В этот день на поле они устроили показательные бои для всех желающих. Победила, разумеется, дружба.

А вот в деловом центре Правительства Москвы на круглом столе «Авиационно-космическое направление в системе дополнительного образования: новые возможности и перспективы» царили нешуточные страсти, ведь разговор был действительно актуальным. Представители вузов, музеев, физико-математических школ, лицеев, а также Департамента столичного образования рассуждали о том, как привлечь молодое поколение к занятию авиамодельным спортом и чем может помочь главная столичная образовательная структура.

Самым ярким стало выступление Владимира Брусова, научного руководителя студенческого конструкторского бюро авиационного моделирования МАИ. Именно оно перевело разговор в бурную дискуссию и придало круглому столу остроту и значимость.

— В нашей стране не хватает технической культуры. Это выражение вышло из обихода. А ведь без неё не было бы ни соборов, ни скрипок, не фортепиано — вообще ничего! Выход сейчас — интегрирование компьютерного моделирования и реального изготовления моделей. На Западе этот наш советский опыт уже переняли: человек и чертит, и конструирует сам. И какие показывают результаты наши коллеги за рубежом! Я уверен, что нужно детей приучать делать что-то своими руками. Уровень мануальных способностей студентов, приходящих на первый курс института, приблизительно равен способностям ученика третьего класса. И это ужасно! А ведь если детей заинтересовать в авиамодельном спорте, то они будут заниматься и приходить в высшее учебное заведение с огромным багажом практических знаний. Теории его научат! Мы в авиамодельном клубе за собственные средства проводим праздники для детей, приезжаем в школы, рассказываем об этом спорте, о МАИ. И дети действительно втягиваются. Они способны задавать такие вопросы, которые не каждый взрослый может задать. Они всё понимают! Нужно этим пользоваться.

Мария Салмина, исполняющая обязанности директора ГБОУ ЦДТ «Москворечье», в ответ на крик души, как сам назвал своё выступление Владимир Брусов, предложила создать на базе ДК МАИ кружок авиамоделистов для студентов и школьников.

— Нам как раз нужна поддержка в вашем вузе. Давайте сотрудничать. Придумаем программу, по которой выделяемые на образование  средства пришли бы адресно, а не растворились в большом вузе. Давайте объединяться? — предложила профессору МАИ Мария Салмина.

Дина Горбатова, модератор круглого стола, заведующая сектором социализации обучающихся Департамента образования города Москвы, также поддержала это начинание и заявила, что именная стипендия студентам, показывающим отличные результаты в учёбе и проектной профориентационной работе, увеличилась и составляет 6 500 рублей. По её мнению, это должно мотивировать учащихся на участие в разнообразных мероприятиях вуза.

Квалификация прошла успешно

30 августа под конец дня моросил дождь... Однако лётчики специального конструкторского бюро МАИ всё же подняли в небо Авиатику-МАИ-890 и МАИ-223 «Китёнок». Завораживающий дуэт продемонстрировали лётчик Александр Митрофанов (Авиатика-МАИ- 890) и герой России, лётчик Андрей Синицын.

Впервые два учебных самолёта, сконструированных в МАИ, показывали фигуры высшего пилотажа. Миниатюрная Авиатика 890 крутила петли Нестерова, зависала в воздухе, сбавляла обороты мотора и казалась прикованной к небу. А «Китёнок» ложился то на правое, то на левое крыло, чертя на затянутом серыми тучами небесном полотне причудливые фигуры. Программа с успехом прошла квалификацию и была допущена до показательных выступлений.

В этот день было

Первый полёт ночного боевого вертолёта Ми-28Н
Первая рулежка стратегического бомбардировщика Ту-160
СССР вступил в Международную организацию гражданской авиации