В Московском авиационном институте учат учитывать человеческий фактор

17 сентября 2013
В Московском авиационном институте учат учитывать человеческий фактор

В 70-80% авиационных катастроф причиной называется человеческий фактор. Что же стоит за этими цифрами и что нужно сделать, чтобы их было меньше? Об этом шла речь на очередной 7-й конференции «Человеческий фактор в авиации и космонавтике: эффективность учёта», которую проводил Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) 23-25 августа 2013 года.

Конференция проводилась в живописном уголке Подмосковья в усадьбе Н. И. Гончаровой. В эти дни отмечалась 180-я годовщина одного из двух посещений усадьбы А.С.Пушкиным. Библиотека и помещения усадьбы были украшены по особому и способствовали праздничному настроению.

Актуальность проведения конференции сомнений не вызывала. Учёт психофизиологических характеристик и возможностей человека при разработке и эксплуатации авиационной и технической техники существенно повышает профессиональную надёжность лётчика и космонавта. На конференцию приглашались представители исследовательских организаций, образовательных учреждений и предприятий аэрокосмической отрасли, а также лётчики, авиационные инженеры, лица группы управления полётами и воздушным движением, а также участники боевых операций с использованием авиации. Они совместно рассматривали проблемы методологии учёта человеческого фактора в авиации и космонавтике, проведения инженерно-психологических и эргономических исследований и оценки психофизиологических характеристик и возможностей человека в интересах повышения надёжности профессиональной деятельности лётчиков и космонавтов и продления их профессионального долголетия.

Открыл конференцию профессор Московского авиационного института, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук А. А. Меденков. В его совместном с Т. Б. Нестерович и В. С. Степановым докладе «Теория и практика учёта человеческого фактора в авиации и космонавтике» были представлены результаты учёта психофизиологических характеристик человека при разработке и эксплуатации авиационной и космической техники, в том числе при распределении функций в системе «лётчик-самолёт», создании системы отображения информации и органов управления летательными аппаратами, а также в процессе подготовки летного состава и космонавтов к полетам.

Профессор Научно-исследовательского испытательного центра авиационно-космической и военной эргономики М. Н. Хоменко представил результаты исследований психофизиологических характеристик и возможностей лётчика и влияния различных факторов авиационных и космических полётов на функциональное состояние, работоспособность и профессиональную надёжность лётчика и космонавта и предложил систему учёта возможностей организма человека при разработке лётного снаряжения и средств защиты и обеспечения работоспособности лётчика при действии быстро нарастающих, больших и длительных перегрузок в манёвренном полёте. При этом он подробно остановился на условиях использования средств активной безопасности полётов для перехода на автоматическое управление полётом в случае потери лётчиком работоспособности и показал перспективы функционирования научно-исследовательского испытательного центра авиационной и космической медицины и эргономики в структуре Военно-воздушных сил России.

На проблемы профессионального отбора в авиации и космонавтике в своём докладе обратил В. Е. Косачев. С изложением фактических данных эффективности такого отбора он показал, что методы, показатели и критерии отбора должны систематически обновляться в связи с изменением и усложнением содержания и задач профессиональной деятельности лётного состава и космонавтов и новых условий её осуществления. Повышению возможностей использования в авиации и космонавтике профессионального психологического отбора посвящались также материалы исследований А. В. Евдокимова и М. Н. Рыбниковой по совершенствованию методов диагностики функционального состояния человека-оператора автоматизированных систем управления. На конференции был представлен доклад Н. В. Третьякова «Теоретические аспекты эффективного профессионального взаимодействия членов экипажей воздушных судов в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций в полёте», в котором на основании результатов экспериментальных исследований предложена технология комплектования экипажей многоместных самолётов, учитывающая психологическую совместимость и характерологические особенности личности.

Повышенный интерес участников конференции вызвали воспоминания С. Г. Мельника и А. В. Шакулы о формировании в Военно-воздушных силах системы управления психофизиологическим состоянием лётчика и первого авиационного врача палубной авиации А. А. Мастрюкова о медицинском обеспечении полётов самолетов вертикального взлёта и посадки с палубы авианесущего крейсера «Киев». Привлекли внимание участников конференции и результаты исследований, выполненных в 1974-1988 гг. в Государственном научно-исследовательском институте авиационной и космической медицины под руководством начальника одного из научных управлений доктора медицинских наук, профессора В. А. Бодрова. В одном из отделов его управления, возглавляемого Г. М. Зараковским, проводились исследования по повышению профессиональной надёжности специалистов военного сектора управления воздушным движением, лиц группы руководства полётами и расчётов смен командных пунктов управления авиацией. Результаты эргономических исследований на основе полунатурного и математического моделирования в интересах создания автоматизированных систем управления воздушным движением представил А. С. Гозулов, много лет работавший в Научно-экспериментальном центре автоматизации управления воздушным движением.

Практический интерес на конференции вызвали материалы исследований М. Б. Меликовой по разработке методологии учёта человеческого фактора при интеграции системы «лётчик-самолёт» с режимами помощи лётчику с обеспечением стилевой интеграции бортового оборудования.

На конференции рассматривались также проблемы разработки снаряжения, экипировки и систем жизнеобеспечения лётного состава и авиационных специалистов. В сообщении М. В. Дворникова и А. А. Меденкова акцент сделан на актуальных направлениях повышения работоспособности лётчика в полёте за счёт совершенствования защитного снаряжения лётного состава на основе использования современных материалов и технологий оценки риска нарушения микроциркуляции в кровеносных сосудах и их коррекции при выполнении сверхдлительных полётов.

По традиции на конференции рассматривались и проблемы создания снаряжения, расширяющего функциональные возможности человека, в том числе по обслуживанию авиационной и другой техники. Эти исследования, проводимые под руководством С. Л. Самсоновича, характеризуются системным учётом психофизиологических механизмов двигательной активности человека. В представленном на конференцию докладе Н. В. Крылова, С. Л. Самсоновича и В. Н. Чубикова описана технология разработки рюкзака на опорах с колёсами для перемещения значительных грузов. При его разработке использовался объёмный шарнирный восьмизвенник с попарно равными противоположными звеньями. В результате такого технического решения переносимый груз практически не нагружает человека при движении, поскольку вектор тяжести груза проходит через центр между колёсами.

Инновационный подход к созданию нового поколения защитного снаряжения для летного состава предложили М. В. Дворников, А. С. Куренков и В. Н. Чернуха в докладе «Физиолого-гигиеническая, эргономическая и техническая эффективность кислородных систем гибридного типа» и обратили внимание на необходимость обеспечения лётного состава методическими пособиями, руководствами и соответствующими рекомендациями по обучению лётного состава дыханию под избыточным давлением.

На конференцию представлялись доклады, посвящённые разным направлениям учёта человеческого фактора в деятельности лётного состава и космонавтов в интересах повышения их психофизиологической надёжности, в том числе в связи с дефицитом в стране лётчиков, охраны их здоровья и продления профессионального долголетия. В представленных А. В. Шакулой материалах раскрывались проблемы восстановления функционального состояния лётчиков и космонавтов после полётов. Обоснован комплекс диагностических и восстановительных методов эффективной коррекции функционального состояния лётного состава с явлениями утомления, переутомления, эмоционально-вегетативной неустойчивости, функциональными заболеваниями сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, остеохондрозом и другими нарушениями.

В обсуждении докладов на конференции активно участвовали лётчик-снайпер В. А. Кощеев и авиационный инженер А. В. Каневский. Современные акценты в проведении исследований в интересах повышения эффективности палубной авиации обозначил В. В. Иноземцев. На необходимость совершенствования информационного обеспечения деятельности специалистов по учёту человеческого фактора в авиации и космонавтике обратили внимание Ю. В. Боровков и А. В. Бердов. Важность научно-психологического обеспечения деятельности личного состава, мониторинга морально-психологического состояния военнослужащих и их подготовки к преодолению боевого стресса на конкретных примерах показали А. И. Борисенко и А. В. Семычкин. Сравнительную оценку исследованиям по учёту человеческого фактора в России и за рубежом дал А. В. Бердов. Участник боевых действий в Республике Афганистан Г. В. Очеретяный оценил возможности армейской авиации по доставке и десантированию личного состава для выполнения боевых операций и проведению поисково-спасательных операций с использованием вертолётов. В. С. Печкуров, имевший опыт парашютных прыжков с приземлением на пересечённую и гористую местность обратил внимание на необходимость специальной подготовки десантников для оценки высоты и скорости приземления и формирования навыков управления спуском для обеспечения благополучной посадки независимо от условий приземления.

Особое внимание участники конференции уделили выступлению участника Великой Отечественной войны А. П. Кузина, который поделился своими воспоминаниями и отметил важность преемственности в передаче опыта ведения боевых действий и морально-психологической подготовки военнослужащих к защите Отечества.

При подведении итогов конференции А. А. Меденков отметил теоретическую и практическую значимость всестороннего обсуждения проблем учёта человеческого фактора при разработке и эксплуатации авиационной и космической техники и поблагодарил участников конференции за активность.

В решении конференции отмечена необходимость активных и энергичных мер по внедрению методов, способов и технологий учёта человеческого фактора в авиации и космонавтике и привлечения к исследованиям молодых научных сотрудников, аспирантов и студентов образовательных учреждений аэрокосмического профиля. Признано необходимым повысить внимание к вопросам подготовки специалистов в области инженерной психологии и эргономики в аэрокосмических университетах, в том числе по программам обучения бакалавров и магистров.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2