К 100-летию первого заведующего кафедрой № 602 МАИ

30 сентября 2013
К 100-летию первого заведующего кафедрой № 602 МАИ

Удивительным человеком, талантливым педагогом, организатором и учёным был Владимир Соколов, первый заведующий кафедрой С-1 (602) «Конструкции и проектирования беспилотных летательных аппаратов», первой в МАИ кафедры, осуществляющей подготовку инженеров-ракетчиков. В этом году мы отмечаем столетие со дня его рождения, вспоминаем основные вехи его жизни, которые тесно переплелись с Московским авиационным институтом и кафедрой.

Владимир Петрович Соколов (1913 — 1976) окончил Московский авиационный институт в 1939 году, работал инженером-конструктором на авиазаводах. Участвовал в разработке самолётов ЕР-2 и ДБ-3Ф, бомбардировщиков дальнего радиуса действия Ил-4 и Ту-2. Трудовую деятельность совмещал с учёбой в заочной аспирантуре МАИ. В 1943 году был переведён на преподавательскую работу, а в 1952 году назначен заведующим кафедры «Конструкции и проектирования беспилотных летательных аппаратов».

Кафедра образовалась 12 июля 1952 года. Этим было положено начало плановой подготовке специалистов в области ракетной техники всех типов. В дальнейшем кафедра стала базой для создания кафедры № 601 по баллистическим ракетам и ракетно-космическим системам и кафедры № 608 по аэрогидродинамическим системам. Эти кафедры стали основным костяком созданного в 1968 году факультета летательных аппаратов.

Владимир Соколов возглавил на кафедре направление по проектированию конструкций. В дальнейшем в рамках этого направления на протяжении многих лет успешно проводились теоретические и экспериментальные исследования в области проектирования конструкций летательных аппаратов с учётом аэродинамических, массовых, жесткостных и экономических факторов.

Под его руководством на кафедре были созданы хорошо оснащённые образцами ракетной техники учебные лаборатории, уникальные экспериментальные установки по исследованию работы конструкций летательных аппаратов в условиях нестационарного нагрева. В начальный период к преподаванию, помимо штатных педагогов, переведённых с кафедры конструкции и проектирования самолётов (А. Д. Родионов, Л. С. Чернобровкин, И. С. Голубев, а также выпускник МВТУ В. Н. Новиков), были привлечены крупные специалисты из зарождающейся ракетной отрасли — М. Р. Бисноват, главный конструктор ОКБ-4; Б. К. Соколов, заместитель главного конструктора МКБ «Факел»; Д. Л. Томашевич, главный конструктор ОКБ-1; И. И. Дракин, начальник отдела МКБ «Факел». Немного позже — Ю. А. Победоносцев, главный инженер НИИ-88; И. И. Торопов, руководитель ГМКБ «Вымпел»; В. П. Мишин, заместитель главного конструктора ОКБ-1 (ныне «Энергия») и др. Это позволило, с одной стороны, поставить преподавание специальных дисциплин на уровень проектирования и конструирования ракетной техники того периода, а с другой — в сравнительно короткий срок подготовить штатных педагогов к преподаванию новых дисциплин, создать первые учебные пособия и методические материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Под руководством Владимира Петровича Соколова была воспитана целая плеяда специалистов в области проектирования конструкций — И. С. Голубев, А. В. Самарин, Б. М. Авхимович и другие.

На кафедре проводился широкий круг научных исследований, направленных на создание методов аналитического проектирования различных конструкций летательных аппаратов, их оптимизации с учетом массовых, энергетических и стоимостных показателей эффективности. Это направление нашло отражение и в диссертационных работах, выполненных на кафедре К. А. Абгаряном, Б. Г. Щербаковым, И. С. Голубевым, А. А. Кузнецовым, В. Н. Новиковым, Б. М. Авхимовичем, А. В. Самариным, В. Е. Вейтиным, И. К. Туркиным, П. П. Афанасьевым и др., а также в научных работах и опубликованных учебниках, учебных пособиях и трудах.

Основной задачей на этом этапе было создание физических основ и математических моделей проектирования и конструирования отдельных узлов, агрегатов и систем ракет (конструкции корпуса, несущих поверхностей, двигательных установок, механизмов управления).

С этой целью были начаты научно-исследовательские работы по ряду направлений проектирования и конструирования ракетной техники и заложены долгосрочные творческие связи с рядом ведущих организаций отрасли по профилю кафедры — ЦАГИ, НИАТ, НИИАС, НИИТП, МКБ «Факел», «Радуга» и др., которые сохраняются и в настоящее время.

Для реализации научно-исследовательских задач, стоящих перед коллективом кафедры, при активном участии В. П. Соколова развивались новые методы проектирования конструкций, создавались уникальные автоматизированные экспериментальные установки.

В процессе развития этой тематики в научно-учебной лаборатории кафедры был создан ряд уникальных тепловых установок динамического нагружения элементов летательных аппаратов с автоматизированной системой управления, контроля и записи результатов экспериментов: плоской установки  для испытания несущих поверхностей и цилиндрической — для испытаний отсеков корпуса. Комплекс экспериментальных установок дополнял 10-тонный пресс, позволяющий испытывать элементы конструкций летательных аппаратов в условиях силового нагружения или нагрева.

С момента введения установок в строй (начало 60-х годов) на них непрерывно проводились экспериментальные исследования в рамках хозрасчетных и госбюджетных НИР.

На следующем этапе развития кафедры в учебной и научно-исследовательской деятельности особое внимание было уделено системному подходу оценки проектных вариантов летательных аппаратов с учётом прочностных, массовых, экономических и эксплуатационных факторов, а также показателей надёжности и эффективности создаваемого летательного аппарата и комплекса, в который он входит.

Начало этому было наложено Д. Л. Томашевичем, В. П. Соколовым и И. И. Дракиным, которые сделали первые шаги в создании методик принятия проектных решений с учётом экономических факторов. Тогда же по инициативе В. П. Соколова было положено начало творческому содружеству кафедры с учёными инженерно-экономического факультета и кафедрой технологии производства летательных аппаратов.

При участии В. П. Соколова на кафедре была развёрнута работа по внедрению в учебный процесс и научные исследования новых информационных проектов и методов автоматизированного проектирования и конструирования летательных аппаратов. Инициатором внедрения системы автоматизированного проектирования (САПР) стал Л. С. Чернобровкин, под руководством которого была создана первая в стране учебная система автоматизированного проектирования САПР-602, которая затем была внедрена во многих авиационных вузах страны (Харьковском, Казанском, Самарском, Уфимском и др.). Большой вклад в создание и дальнейшее совершенствование системы внесли В. Я. Петраш, М. Д. Пестов, А. Б. Гусейнов и другие преподаватели и специалисты кафедры.

Заслуги профессора Владимира Петровича Соколова поистине огромны. Он смог объединить различных по знаниям, опыту работы, интеллекту, характерам, возрастам и судьбам людей, нацеленных на общую задачу подготовки инженерных кадров по ракетной технике. Фактически он создал школу по проектированию конструкции беспилотных ЛА, в которой было подготовлено 3 доктора и 18 кандидатов технических наук.

Владимир Петрович Соколов награждён орденом «Знак Почёта» и медалями, нагрудным знаком «За отличные успехи в работе в области высшего образования СССР». Его именем названа одна из лабораторий кафедры № 602 МАИ.

В этот день было

Первый вертикальный взлет СВВП с палубы корабля
Родился лётчик-вертолётчик Герой Советского Союза Н.И.Малышев
Родился лётчик-испытатель Ю. А. Егоров