Открытие 12-й Международной конференции «Авиация и космонавтика»

13 ноября 2013

Открытие 12-й Международной конференции «Авиация и космонавтика» состоялось 12 ноября в большом зале Дворца культуры и техники Московского авиационного института (национального исследовательского университета). Мероприятие вызвало широкий интерес не только среди учёных, журналистов, представителей отраслевых предприятий, но также среди студентов МАИ и других вузов.

Сосредоточие молодёжи на конференции было символично — именно вокруг проблемы кадрового потенциала для отечественной авиационно-космической промышленности строились почти все выступления докладчиков на пленарном заседании в ДКиТ МАИ. В их числе — руководитель Департамента авиационной и космической промышленности Минпромторга России Андрей Богинский; ректор МАИ Анатолий Геращенко; научный руководитель лаборатории «Исследования и разработка космических высокоимпульсных высокочастотных плазмодинамических электроракетных ионных двигателей» МАИ Хорст Вольфганг Лёб; начальник отдела авиационного комплекса госкорпорации «Ростехнологии» Владимир Кутахов; заместитель директора и главного конструктора Московского опытно-конструкторского бюро «Марс» Владимир Соколов; генеральный директор ОАО «МКБ „Искра“» Владимир Сорокин.

Открыл работу конференции «Авиация и космонавтика» проректор по научной работе МАИ, председатель оргкомитета Вячеслав Шевцов. Он отметил, что это мероприятие стало площадкой для обмена мнениями, новыми достижениями и знаниями в области авиационно-космической направленности. Кроме того, Вячеслав Алексеевич поблагодарил партнёров конференции — ГСКБ «Алмаз-Антей», ОАО «ОНПП «Технология», НПО Энергомаш, НПП «Звезда» и передал слово ректору МАИ Анатолию Геращенко.

— В работе конференции участвовали 426 представителей от различных организаций авиакосмической отрасли. Запланировано слушание докладов 268 участников, среди которых представители иностранных научных сообществ Германии, Турции, Саудовской Аравии, Италии, Франции, Польши, — сказал ректор МАИ.

Он также отметил, что труды участников были опубликованы в сборнике тезисов конференции. Лучшие труды будут рекомендованы для публикации в электронном журнале «Труды МАИ», который включён в перечень изданий ВАК. Впервые за всю историю конференции тезисы принимались на двух языках: русском и английском. По мнению организаторов, такой формат позволит мировому аэрокосмическому сообществу объединиться и консолидироваться. Задачи по интернационализации науки и образования ставит и Правительство Российской Федерации.

Поднял ректор МАИ и вопрос о негативной пропаганде, которую часто можно услышать с телеэкранов и страниц газет. Ректор МАИ призвал гостей мероприятия не обращать внимания на настойчивые уверения о том, что в России нет авиации, двигателестроения и космических технологий.

— Если соединить все «островки», которые у нас остались, мы можем совершить такой рывок, который и не снился никому, — убеждён ректор МАИ. — Однако этот рывок придётся делать молодёжи. Могу сказать, что у меня лично оптимистическое настроение насчёт наших ребят. К нам приходят те, кто нацелен на результат. Конечно, МАИ со своей стороны старается порывы юных душ поддерживать и развивать их потенциал. Вуз ведёт сейчас очень большую профориентационную работу не только среди московских школ. Привлекаем таланты со всей России.

Будущих инженеров, надежду авиационно-космической промышленности, в МАИ учат не на плакатах. В вузе сосредоточено много натурной техники, это настоящий технопарк.

Подверг тщательному анализу болевые точки современного авиационно-космического сектора начальник Департамента авиационной промышленности Минпромторга России Андрей Богинский. Он согласился с ректором МАИ в том, что в стране действительно много разработок. Однако остро стоит проблема незнания технологий серийного производства отечественных ноу-хау.

— Мы не можем выпускать серию не потому, что мы глупые, а потому, что у нас нет таких навыков. Обращаюсь к будущим выпускникам — в перспективе это понадобиться, постигайте эти технологии.

В этот день представитель Минпромторга России много говорил о стратегическом планировании и призывал ведущие российские вузы формировать собственные приоритеты и мобилизовать ресурсы для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий.

— Ещё десять лет назад никто не мог представить, что Китай будет поставщиком вооружения для авиации. У них ведь техника очень дешёвая... Но ведь много наработок китайцы взяли из России. Наш недостаток, на мой взгляд, в том, что мы постоянно улучшаем уже сделанный продукт. В результате он получается дорогостоящим, — считает Андрей Богинский. — Сейчас основной приоритет — вовремя остановиться и создавать, концентрировать продукт на том рынке, где он будет реально зарабатывать. Только потом, после эффективного результата, нужно этот продукт дорабатывать и модернизировать.

Рассуждения Андрея Богинского завершились проблемой подготовки кадров. Он отметил, что Минпромторг разрабатывает стратегию по увеличению привлекательности профессии авиационного инженера среди молодёжи.

— В этом году около 40 млрд. рублей выделяется на научно-исследовательские разработки, программы развития гражданской и авиационной техники. На следующий год этот объём сохранится. Ресурсов действительно много, и наша задача научиться ими управлять, правильно расставлять приоритеты и правильно использовать стендовые базы, — сказал Андрей Богинский.

Он также выразил слова благодарности ректорату МАИ за то, что такие мероприятия проводятся на регулярной основе. — Это важно не только для вас, но и для нашей промышленности, — резюмировал глава Департамента авиационной промышленности Минпромторга России.

Международная конференция «Авиация и космонавтика» — ежегодная. В этом году она продлится до 15 ноября. Доклады участников будут заслушаны на девятнадцати заседаниях секций по основным направлениям конференции:

  • авиационные системы;
  • ракетные и космические системы;
  • энергетические установки и двигатели;
  • информационно-телекоммуникационные технологии;
  • экономические проблемы аэрокосмического комплекса;
  • математические проблемы в аэрокосмической отрасли.

Конференцию в качестве информационных партнёров поддержали журналы «Наука и жизнь», «Инженер и промышленник», «Популярная механика», «Чудеса и приключения», «Авиапанорама».

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2