Конференция «Авиация и космонавтика» расставила приоритеты
18 ноября 2013Состояние и перспективы развития современной авиационной и космической промышленности, особенности подготовки кадров, научная составляющая отрасли стали главными темами прошедшей в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете) 12-ой Международной конференции «Авиация и космонавтика». Мероприятие длилось несколько дней, с 12 по 15 ноября, и собрало учёных, представителей госструктур, генеральных конструкторов, руководителей предприятий, главных инженеров, аспирантов, студентов.
Открытие 12-й Международной конференции «Авиация и космонавтика» состоялось в большом зале Дворца культуры и техники МАИ. Пленарное заседание, которое последовало сразу после приветственного слова проректора и ректора МАИ, «обрисовало» контур главной темы — подготовка специалистов для российской авиационной и космической промышленности. Этот актуальный вопрос поднял в своём выступлении ректор МАИ Анатолий Геращенко отметив, что в МАИ приходят ребята, которые нацелены на результат и здесь их учат не на плакатах, а на реальной технике.
Руководитель Департамента авиационной промышленности Минпромторга России Андрей Богинский, почётный гость конференции, подверг тщательному анализу болевые точки современного авиационно-космического сектора. Согласившись с ректором МАИ в том, что в стране действительно много разработок, Андрей Богинский подчеркнул острую проблему незнания инженерами технологий серийного производства своих уникальных разработок.
— Мы не можем выпускать серию не потому, что мы глупые, а потому, что у нас нет таких навыков. Обращаюсь к будущим выпускникам — в перспективе это понадобиться, постигайте эти технологии. Андрей Богинский много говорил о стратегическом планировании и призывал ведущие российские вузы формировать собственные приоритеты, мобилизовать ресурсы для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий.
— Ещё десять лет назад никто не мог представить, что Китай будет поставщиком вооружения для авиации. У них ведь техника очень дешёвая... Но много наработок китайцы взяли из России. Наш недостаток, на мой взгляд, в том, что мы постоянно улучшаем уже сделанный продукт. В результате он получается дорогостоящим, — считает Андрей Богинский. — Сейчас основной приоритет — вовремя остановиться и создавать, концентрировать продукт на том рынке, где он будет реально зарабатывать. Только потом, после эффективного результата, нужно этот продукт дорабатывать и модернизировать.
Рассуждения руководителя Департамента авиационной промышленности Минпромторга России завершились проблемой подготовки кадров. Он отметил, что Минпромторг разрабатывает стратегию по увеличению привлекательности профессии авиационного инженера среди молодёжи.
— В этом году около 40 млрд. рублей выделяется на научно-исследовательские разработки, программы развития гражданской и авиационной техники. На следующий год этот объём сохранится. Ресурсов действительно много, и наша задача научиться ими управлять, правильно расставлять приоритеты и правильно использовать стендовые базы, — сказал Андрей Богинский.
Открытие и первое пленарное заседание задали тон последующим секциям, которые разделились по направлениям авиационные системы; ракетные и космические системы; энергетические установки и двигатели; информационно-телекоммуникационные технологии; экономические проблемы аэрокосмического комплекса; математические проблемы в аэрокосмической отрасли. Заседания по секциям проходили 13 и 14 ноября. На них выступило более 200 человек.
Свои доклады наряду с техническими вузами на конференцию в большом объёме представили учёные, студенты и аспиранты Московского института электроники и математики Высшей школы экономики. Особый интерес у гостей вызвало выступление члена-корреспондента РАН, доктора технических наук, профессора, заместителя генерального конструктора ЦСКБ-Прогресс (г. Самара) Геннадия Аншакова.
В последний день конференции, 15 ноября, для участников была организована экскурсия в НПО им. С.А. Лавочкина.
Труды участников опубликованы в сборнике тезисов конференции. Лучшие работы будут рекомендованы для публикации в электронном журнале «Труды МАИ», который включён в перечень изданий ВАК.
Впервые за всю историю конференции тезисы принимались на двух языках: русском и английском. По мнению организаторов, такой формат позволит мировому аэрокосмическому сообществу объединиться и консолидироваться. Задачи по интернационализации науки и образования ставит и Правительство Российской Федерации. В связи с возрастающей значимостью конференции Оргкомитет ставит перед собой задачу о включении Международной конференции «Авиация и космонавтика» в перечень конференций ВАК.
В конференции в общей сложности приняли участие более 450 человек, среди которых — представители иностранных научных сообществ Германии, Турции, Саудовской Аравии, Франции, Италии, Польши, Украины, Белоруссии.
Партнёрами конференции выступили ГСКБ «Алмаз-Антей», ОАО «ОНПП «Технология», НПО Энергомаш, НПП «Звезда».
Ссылки на статью: