Пилоты под контролем учёных ЮФУ и МАИ

12 декабря 2013
Пилоты под контролем учёных ЮФУ и МАИ

Интернет-портал mai.ru уже писал о необычной разработке тульских школьников — приборе, с помощью которого можно определять состояние пилота, лётчика или космонавта перед стартом. Изобретение презентовали на форуме «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики». Курирует разработку кафедра физики Московского авиационного института (национального исследовательского университета).

Теперь МАИ взял на заметку похожее изобретение — разработку учёных из Южного федерального университета. Вместе с МАИ ростовчане «доводят до ума» программу, которая будет следить за состоянием пилотов во время рейса. Её прототип уже готов, в МАИ изобретение ждут с нетерпением. Именно здесь разработка и будет применяться и тестироваться.

— Когда мы не двигаемся, появляется предупреждение, что человек мог заснуть. Если начать двигаться, то график скачет вверх-вниз, предупреждение пропадает, — рассказывают учёные ЮФУ.

Пока это только первые шаги к новой разработке. Учёные собираются оценивать уровень сонливости пилотов во время полёта. Исследован первый параметр человеческого поведения — изменение положения головы. Если она замирает — самочувствие лётчика, считают программисты, ухудшается.

— За физическим состоянием пилота следит обычная камера. А уже полученную картинку — на основе частоты пульса, морганий, кивания головой — будет анализировать заданный алгоритм. Над проектом ростовские учёные в паре с Московским авиационным институтом (национальным исследовательским институтом) работают второй год. Сейчас уже готов прототип будущей программы, — говорит программист научно-исследовательского института нейрокибернетики имени Когана Южного федерального университета Александра Втюрина.

— Прототип — это программа, которую мы уже можем тестировать на стендах — там, где пилоты тренируются. Но пока рано говорить о том, чтобы использовать эту программу, внедрять её непосредственно в самолёты, использовать в кабинах. Сколько времени пройдёт, очень сложно оценивать, это исследовательский проект, — отмечает научный сотрудник научно-исследовательского института нейрокибернетики имени Когана Южного федерального университета Сергей Анищенко.

Кстати, программа сможет определять самочувствие не только лётчиков — её могут использовать на любом транспорте.

Видеорепортаж

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2