Предметную комиссию ЕГЭ по информатике и ИКТ возглавит декан МАИ
11 апреля 2014Председателем предметной комиссии Единого государственного экзамена по информатике и ИКТ в Москве назначен декан факультета «Прикладная математика и физика» Московского авиационного института (национального исследовательского университета) Сергей Крылов. Напомним, что предметная комиссия ЕГЭ создана для проверки части работы с развёрнутым ответом, а также для проведения апелляций.
О тенденциях в деятельности предметных комиссий, а также об особенностях сдачи школьниками единого госэкзамена Сергей Сергеевич Крылов поделился с интернет-порталом mai.ru.
— Сергей Сергеевич, Рособрнадзор с начала 2014 года имеет право включать в члены предметных комиссий своих представителей. Будут ли они включены в вашу комиссию?
— Кандидатуры председателей всех предметных комиссий проходят согласование в Рособрнадзоре. В нашей комиссии несколько человек прошли обучение на семинарах, организованных Рособрнадзором. Вообще, это ведомство имеет весьма широкие полномочия по контролю работы предметных комиссий на всех этапах их работы. Поэтому, на мой взгляд, вряд ли есть необходимость включать в московские комиссии каких-то специальных контролёров. Я думаю, если ему понадобится что-то отдельно проверить в работе московских комиссий, то командировать проверяющих из Москвы в Москву технически проще, чем в дальние регионы.
— Всё тот же Рособрнадзор выступает организатором обучающих семинаров для представителей предметных комиссий. Процедуру предстоит пройти и вам. Вы уже принимали участие в таких мероприятиях? Поделитесь впечатлением.
— Я участвовал в таких семинарах в роли ведущего секции информатики. На мой взгляд, это весьма полезное мероприятие. Основными его целями являются информирование председателей предметных комиссий обо всех нововведениях в организационных и других вопросах работы региональных комиссий, согласование подходов к оцениванию работ учащихся, обсуждение перспективных моделей ЕГЭ, замечаний и предложений для комиссии разработчиков заданий ЕГЭ.
На мой взгляд, эти цели вполне достигнуты, в том числе, благодаря большой работе, которая была проделана Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) при подготовке к семинарам. Специалисты ФИПИ подготовили большой объём методических и учебно-методических материалов, по подготовке и организации работы экспертов предметных комиссий, то есть людей которые будут непосредственно проверять работы учащихся. Эти материалы легли в основу обсуждения.
Обмен опытом в ходе свободной дискуссии профессионалов вообще очень важен и полезен.
— В местах проведения ЕГЭ теперь появляются наблюдатели. В этом году они смогут присутствовать не только во всех пунктах проведения экзаменов, но и в региональных центрах обработки информации, а также при работе предметных и конфликтных комиссий. Как вы считаете, такой шаг имеет право на существование? Не будут ли наблюдатели мешать работе предметной комиссии?
— Я думаю, что присутствие наблюдателей весьма полезно с точки зрения укрепления доверия общества к единому госэкзамену. Конечно, наблюдатель имеет вполне определённый круг полномочий, он не должен брать на себя функции технических сотрудников или членов комиссий, тем более мешать их работе. Наблюдатели проходят специальное краткое обучение в очной или дистанционной форме, где знакомятся со своими правами и обязанностями. Мы воспринимаем наблюдателей как союзников в обеспечении качества процедур ЕГЭ.
— Вы уже руководили предметной комиссией. Как оцениваете этот опыт?
— Это интересная и ответственная работа. Особенность её — в необходимости сочетать организационно-административную деятельность с учебно-методической. Она также ценна общением с высококвалифицированными преподавателями информатики в московских школах, техникумах и вузах с коллегами из других регионов. Кроме того, непосредственная проверка экзаменационных работ, общение с выпускниками на апелляциях помогает лучше понять уровень подготовки абитуриентов, какие реальные знания стоят за их баллами ЕГЭ. Это важно для меня как декана факультета.
— Как вы считаете, какое количество школьников в этом году выберут ЕГЭ по информатике и ИКТ? Популярен этот предмет у современных школьников? Какая статистика год от года?
— Точных данных на этот год у меня пока нет, но, думаю, что ЕГЭ по информатике и ИКТ в Москве выберут примерно 5-6 тысяч выпускников. По статистике, количество московских школьников, выбравших этот экзамен, каждый год постепенно увеличивается. Информатика, как предмет, очень популярна среди школьников, но на количество выбравших экзамен сильно влияют перечни вступительных экзаменов в ведущие вузы.
— На ваш взгляд, могут ли результаты ЕГЭ показать реальное знание школьников предмета?
— Для естественнонаучных дисциплин, я думаю, и могут, и показывают. Как известно из метрологии, любое измерение имеет погрешность. Большинство этих погрешностей связано с психоэмоциональным состоянием школьника во время экзамена. Например, он волновался, не смог сосредоточиться, поэтому получил оценку ниже своих возможностей. Но это особенность любого экзамена и олимпиады, что к ним нужно психологически готовиться.
— Какой набор на факультет «Прикладная математика и физика» планируется в этом году?
— Мы набираем на бюджетные места в бакалавриат 65 человек на направление подготовки «Прикладная математика», 70 — на направление «Прикладная математика и информатика».
В магистратуру планируем взять на бюджет 10 человек по направлению «Прикладная математика». Небольшое количество мест в магистратуре связано с тем, что массовый выпуск бакалавров у нас будет только в следующем году.
Кроме набора на бюджетные места, мы ведём приём на платное обучение, в том числе на магистерскую программу «Математическое и программное обеспечение корпоративных систем» кафедры № 806. В ней планируется обучение по очно-заочной (вечерней) форме.
— Какие специальности вашего факультета самые востребованные среди вчерашних школьников?
— У нас всего две специальности «Прикладная математика» и «Прикладная математика и информатика». Обе востребованы. Проходные баллы на них одни из самых высоких в институте, а выпускники имеют интересную и высокооплачиваемую работу по специальности, связанную с современными информационными технологиями, математическим моделированием в самых разных отраслях экономики и управления.