Конференция «Инновации в авиации и космонавтике» открылась в МАИ

23 апреля 2014
Конференция «Инновации в авиации и космонавтике» открылась в МАИ

В малом зале Дворца культуры и техники Московского авиационного института (национального исследовательского университета) 22 апреля прошло пленарное заседание Московской молодёжной научно-практической конференции «Инновации в авиации и космонавтике — 2014». Мероприятие организовано МАИ и ОКБ «Сухого» и приурочено к 75-летию легендарного конструкторского бюро. На конференцию подано более 260 заявок от студентов, аспирантов и молодых учёных в возрасте до 35 лет.

Приветственные слова к участникам конференции адресовал проректор по научной работе МАИ Вячеслав Шевцов. Он отметил, что география научно-практических работ обширна: их авторами стали студенты, аспиранты, молодые учёные не только из Москвы и Московской области, но и из Самары, Санкт-Петербурга, Омска, Уфы, Пензы, Воронежа, Рязани, Красноярска, Харькова. Проректор МАИ поделился с гостями конференции планами мероприятий на ближайший год.

— В этом году решено объединить в рамках одной-двух недель под заголовком «Аэрокосмическая неделя» сразу два крупных научных мероприятия — Международную конференцию «Авиация и космонавтика», которая обычно проводится в октябре-ноябре, и Международный межотраслевой молодёжный научно-технический форум и конкурс «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики», — отметил проректор. Он также упомянул о грандиозном мультиформатном фестивале «МАЙский взлёт», который уже в четвёртый раз пройдёт на аэродроме Тушино, и о Международном форуме ведущих университетов аэрокосмической отрасли в Берлине в рамках года науки Россия-ЕС.

После краткого сообщения Вячеслава Шевцова слово взял заместитель директора проектно-исследовательского научного центра по науке ОКБ «Сухого» Дмитрий Стрелец. В своём подробном докладе он рассказал об инновационных технологиях в авиации и перспективных проектах ОКБ «Сухого».

— Глобализация производства, высокая конкуренция поставщиков, быстрый рост качественной техники и услуг, кооперация с наукой и другими отраслями промышленности, широкое международное сотрудничество — тенденции, которые заставляют современные авиационные компании переходить к качественно новой политике. Главные критерии этой политики — эффективность и конкурентоспособность новых продуктов. А для этого необходимо распространять инновации в области технологий, организации производства и научно-образовательной деятельности — отметил Дмитрий Стрелец.

Действительно, с техникой, выпускаемой с конвейера «Компании «Сухой», связывают самые смелые надежды российского авиастроения. Речь идёт о военных истребителях пятого поколения, гражданских самолётах Sukhoi Superjet 100 и магистральных самолётах МС-21. Главная технологическая инновация в этом направлении — внедрение цельнокомпозитных, или так называемых «чёрных крыльев». Над ней в настоящий момент трудится коллектив «Сухого».

Разумеется, технологии не пойдут дальше проектов и решений на бумаге, если не воспитывать инженеров для работы на производстве. Поэтому важно правильно организовать научно-образовательную деятельность. Политика «Компании «Сухой» охватывает все слои талантливой молодёжи — от школьников до студентов. Для каждой группы организуются специальные программы — ежегодные Олимпиады по авиации, по результатам которой школьники поступают в МАИ по целевому набору «Компании «Сухой», в течение обучения получают именную стипендию. После окончания — направляются работать на производство в должности инженеров и техников. Студенты МАИ пишут дипломные и курсовые работы на материалах «Компании «Сухой».

Вопрос подготовки специалистов подхватил ещё один член президиума — заместитель генерального директора ракетно-космической корпорации «Энергия» Александр Чернявский. Он отметил, что двигаться вперёд можно только создавая инновации. В качестве таковых были названы работы в области нанотехнологий, изучения и внедрения композитных материалов, динамического моделирования и... образования. Ведь создание технологий будущего лежит на плечах талантливых инженеров, которые выходят из стен ведущих университетов.

— Инженер одновременно и инноватор, — отмечает Александр Чернявский. — Для того, чтобы у нас были хорошие специалисты, нужно пересматривать всю образовательную деятельность. Инновации для меня — это в том числе и принципы качественно нового образования.

Александр Чернявский обратил внимание на то, что для лучшей подготовки специалистов необходимо внедрять программу защиты диплома на производстве, систему кураторства производственных предприятий над будущим инженером. Об этом упоминал и Дмитрий Стрелец из «Компании «Сухой». Кроме того, работа над проектами в интересах промышленников, по мнению Александра Чернявского, может проходить и в стенах вуза. Программу создания космической техники по программе CubeSat РКК «Энергия» уже запустила в нескольких университетах.

Не обошёл заместитель главного конструктора РКК «Энергия» и вопрос школьного образования. По его словам, в школах перестали должным образом преподавать астрономию. А между тем, это очень интересный предмет, который способен заинтересовать ребят в получении инженерной профессии.

Московская молодёжная научно-практическая конференция «Инновации в авиации и космонавтике» продлится до 24 апреля. Доклады студентов, аспирантов и молодых учёных будут заслушаны в ходе работы 18 секций по направлениям: авиационные системы; ракетные и космические системы; энергетические установки авиационных, ракетных и космических систем; информационно-телекоммуникационные технологии авиационных, ракетных и космических систем; экономические проблемы аэрокосмического комплекса; социокультурные исследования и социальные изменения; математические проблемы в аэрокосмической отрасли. В рамках конференции также пройдут две конференции: «Информационные технологии и радиоэлектронные системы» (организатор — факультет «Радиоэлектроника летательных аппаратов») и «Инновации в экономике и менеджменте в авиации и космонавтике» (организатор — Инженерно-экономический институт МАИ).

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2