МАИ представил перспективные разработки Корейско-Российскому центру

1 июня 2014

Подписание Меморандума о взаимопонимании и обсуждение перспективных разработок Московского авиационного института (национального исследовательского университета) стало поводом для встречи делегации Корейско-Российского центра технологического сотрудничества Корейского политехнического университета с представителями МАИ.

Как удалось выяснить интернет-порталу mai.ru от помощника проректора по научной работе МАИ Владимира Расторгуева, в 2011 году между МАИ и Корейским политехническим университетом было подписано соглашение, одним из пунктов которого значилось взаимодействие с Корейско-Российским центром технологического сотрудничества. Теперь пришло время двум сторонам встретиться и прийти к договорённости о форматах и возможностях сотрудничества.

Отметим, что КРЦТС выполняет посреднические функции между корейскими бизнес-структурами и российскими инженерами. По словам Владимира Расторгуева, корейских коллег интересуют в основном готовые разработки, которые уже можно запускать в производство. «Их интересуют сложные комплексные проекты, а не наука», — резюмирует собеседник корреспондента mai.ru.

Московский авиационный институт представил несколько таких комплексных разработок — интеллектуальную систему управления подвижными объектами, перспективные датчики и радары, а также проект масштабной лаборатории на базе самолёта «Су—24» для тестирования различных систем ЛА. Корейскую сторону предоставленный список проектов впечатлил и заинтересовал. После вступительного слова проректора по научной работе Вячеслава Шевцова, который рассказал об основных направлениях работы МАИ, выполняемых для промышленных предприятий заказов, научно-исследовательской работе студентов, настало время презентаций проектов.

Лаборатория в истребителе

Лабораторию для тестирования бортовых и гидравлических, пневматических систем, систем кондиционирования воздуха, аварийного покидания самолёта, катапультирования, системы десантирования людей создают на базе кафедры «Системы оборудования летательных аппаратов». Об этом заявил старший преподаватель кафедры Виктор Мищенко. Он отметил, что проект будет запущен на базе «препарированного» самолёта «Су—24». Работа будет закончена к концу следующего года.

— Взаимосвязь всех систем интересна, но её можно рассмотреть только в комплексе одного самолёта. На борту один источник энергии — двигатель. Распределение энергии между всевозможными системами, например, электрическими и радиосистемами — довольно интересный вопрос. Его можно рассмотреть только в комплексе на отдельном самолёте, — считает Виктор Мищенко. Для управления системой необходим импульс. Например, специальные датчики и энергетика — с их помощью можно запустить на самолёте все системы без работающего двигателя.

— Сделать датчик — дело не хитрое, но его нужно исследовать, понимать, как он работает под нагрузкой, взаимодействует с другими датчиками и системами, — говорит Виктор Мищенко. Похожие проекты кафедра уже выполняла, но в рамках малых подсистем. Теперь решено работать в рамках формата большого военного самолёта, истребителя, и привлекать специалистов с других факультетов.

— Пригласим на проект коллег с факультетов «Двигатели летательных аппаратов», «Радиоэлектроника летательных аппаратов», «Системы управления, информатика и электроэнергетика». Получается настоящий полигон для всех студентов и специалистов МАИ, — считает старший преподаватель кафедры № 103.

Сенсоры и интеллектуальные системы широкого спектра

Внедрить уникальные сенсоры, при помощи которых отслеживание недостатков поверхностей деталей и поиск способа их устранения не составит никакого труда, предлагает заместитель заведующего кафедрой № 301 «Системы автоматического и интеллектуального управления» факультета «Системы управления, информатика и электроэнергетика» Владимир Бусурин.

— На основе такого направления можно создать до 10 разных приборов, которые измеряют разные физические параметры и могут быть использованы в разных системах управления. Часть уже внедрена и используется промышленностью, — говорит Владимир Бусурсин.

Кстати, кафедра № 301, которая занимается внедрением сенсоров, разрабатывает ряд перспективных проектов с широким спектром применения: от совершенствования интерфейса компьютеров и мобильных устройств до управления инвалидными транспортными средствами без помощи рук. Изобретение принадлежит команде молодых инженеров МАИ под руководством доцента, старшего научного сотрудника Владимира Чемоданова.

— Наша система имеет существенные отличия от аналогов — Microsoft Kinect и Leap Motion, — рассказывает Владимир Чемоданов. — Она использует стандартную видеокамеру в отсутствие специальных сенсоров, а также ориентируется на управление взглядом, а не жестами. Её возможно адаптировать под разные области применения. Например, под электронные гаджеты, информационно-рекламные объекты, инвалидные коляски, программы-тренажёры. Действует система по принципу обработки информации с видеокамеры, направленной на лицо оператора по «грубым» и «точным» каналам. «Грубый» канал — поворот головы, «точный» — взгляда. Отметим, что распознаёт изображение с видеокамеры «умная» машина при отсутствии специальных сенсоров.

Кроме того, кафедра разрабатывает программно-аппаратное средство для диагностики психофизического состояния и наличия болезней по движению взгляда и вибрации рук.

— При помощи устройства, который устанавливается на палец пациента, врач может диагностировать его состояние до и после лечения. Актуален такой прибор при наблюдениях за течением болезни Паркинсона, — отмечает Владимир Чемоданов.

Отметим, что разработки коллектива под руководством Владимира Чемоданова вызвали живой интерес со стороны корейской делегации. Во время кофе-брейка к учёному подошёл директор Корейско-Российского центра Пак Хак-Су и задал ряд вопросов о дополнительных возможностях изобретения. Представители МАИ и КРЦТС обменялись визитками и договорились о тестировании разработки.

Датчик, видящий сквозь стены

Во время пожаров в высотных домах, задымлении, недостаточной видимости пилоту спасательного вертолёта приходится на глаз контролировать положение летательного аппарата относительно здания. Доцент факультета «Радиоэлектроника летательных аппаратов», помощник проректора по научной работе Владимир Расторгуев предлагает использовать для мониторинга радиолокационные датчики. С их помощью пилот с точностью до 10 см сможет увидеть расстояние до объекта. Например, стены дома.

— Прибор измеряет дальность относительно вертолёта и соседней стены и создаёт панораму, по которой пилот может ориентироваться, — отмечает Владимир Расторгуев. — Кроме того, датчик позволит идентифицировать очаг возгорания и точное положение, куда вертолёт должен подать шланг с водой.

Помимо датчика для вертолёта кафедра предлагает датчики для безопасного движения автомобиля во время недостаточной или ограниченной видимости.

— Преимущество представленного изобретения в том, что он идентифицирует всех участников движения — пешеходов, другие автомобили, дорожные ограждения и так далее. Аналогов у таких радаров нет. Существующие ныне радары «распознают» только определённое препятствие: либо пешеходов, либо автомобили, либо дорожные ограждения, — резюмирует Владимир Расторгуев.

Ещё одна разработка подобного типа — радиолокатор для карьерного самосвала. Он предназначен для осуществления безопасности движения автомобиля на участках, где ведутся поиски полезных ископаемых открытым способом.

Отметим, что стоимость изготовления таких радаров небольшая — $1,500.

Радары для всех

Завершил презентацию перспективных проектов вуза сотрудник Научно-исследовательского центра широкополосных технологий МАИ Роман Степанов. Он рассказал о радаре для обнаружения людей за оптически непрозрачными преградами, измерителе скорости пульсовой волны и радаре для дыхания и пульса человека.

Радар для обнаружения людей за оптически непрозрачными преградами разработан для спецподразделений, участников поисково-спасательных работ. Прибор может определять человека, который находится в неподвижном состоянии, по его дыханию. А радар для дыхания и пульса человека может контролировать состояние больных на расстоянии от 3 до 5 метров и его не нужно, как другие, подключать к телу человека. Прибор — безусловная находка для ожоговых центров, госпиталей, роддомов. Информация о состоянии пациента оперативно передаётся на пульт врача. У этого устройства нет аналогов в мире, и он уже используется в некоторых медицинских учреждениях.

Измеритель скорости пульсовой волны и вариабельности сердечного ритма предназначен для проверки эластичности сосудистой стенки артерии для предупреждения необратимых последствий. Одновременно радар позволяет регистрировать изменение сердечного ритма. Высокая точность измерения достигается за счёт очень малой длительности электромагнитных импульсов, излучаемых и принимаемых сверхширокополосным радаром — от единиц наносекунд до десятков пикосекунд.

По окончании презентации проректор по научной работе Вячеслав Шевцов и директор Корейско-Российского центра технологического сотрудничества Корейского политехнического университета Пак Хак-Су подписали соглашения, скрепив возможное сотрудничество инженеров МАИ и бизнес-структур Кореи крепким рукопожатием.

Отметим, что одним из пунктов в Меморандуме значится ежегодное участие представителей МАИ в Корейско-Российском технологическом форуме. В этом году он пройдёт в начале июля. Осталось совсем немного времени для того, чтобы решить, какие из презентованных разработок отправятся в Сеул.

В этот день было

Первый вертикальный взлет СВВП с палубы корабля
Родился лётчик-вертолётчик Герой Советского Союза Н.И.Малышев
Родился лётчик-испытатель Ю. А. Егоров