Связи с общественностью для космонавта

11 июля 2014
Связи с общественностью для космонавта

27 июня на кафедре «Связи с общественностью и массовые коммуникации» факультета иностранных языков МАИ состоялся второй выпуск магистров. Среди выпускников — космонавт-испытатель Олег Блинов. Почётную квалификацию он получил буквально месяц назад после успешной сдачи государственных экзаменов в ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина».

Несмотря на плотный график работы, Олег Блинов выделил время на интервью интернет-порталу mai.ru. Поговорили об учёбе в МАИ и Центре подготовки космонавтов, а также о том, почему покорителю звёздных вершин необходимо разбираться в PR-инструментах.

— Олег, примите самые искренние поздравления с присвоением квалификаций «космонавт-испытатель» и «магистр авиастроения» по программе «Связи с общественностью в авиационной сфере» на кафедре МАИ. Всё-таки поясните, почему решили покорять такие, казалось бы, различные друг другу сферы — космонавтику и связи с общественностью?

— Разными они могут показаться только на первый взгляд. Согласитесь, что профессия космонавт не только техническая. Она предполагает публичность. Поэтому мне хотелось овладеть эффективными методами и подходами взаимодействия со средствами массовой информации, окружающими, а также со своими коллегами.

Помимо этого важно популяризовать пилотируемую космонавтику не только среди молодёжи, но и среди взрослых людей — заниматься созданием и проработкой программ, которые бы позволили взглянуть на космонавтику другими глазами. Не с точки зрения испытания и исследования, а с точки зрения того, что космонавтика — неотъемлемая часть нашего будущего и освоения околоземного пространства.

— Какие воспоминания остались у вас от учёбы в МАИ?

— С первых занятий в МАИ я был поражён профессиональной компетентностью, разносторонностью, высоким уровнем профессионализма и творческого подхода профессорско-преподавательского состава. Следует отметить, что именно в МАИ существует такая профильная кафедра, которая охватывает связи с общественностью в аэрокосмической сфере.

Руководителем программы магистратуры «Связи с общественностью в авиационной сфере» является заведующая кафедрой «Связи с общественностью и массовые коммуникации» факультета иностранных языков МАИ, доктор филологических наук, профессор Лидия Евгеньевна Уколова. В её команду входят психологи, социологи, журналисты, филологи, экономисты, юристы, доценты кафедры: Владимир Валерьевич Бубнов, кандидат экономический наук; Саргылана Егоровна Захарова, кандидат психологических наук; Хуршуд Неждатовна Кушваха, кандидат филологических наук; Мария Алексеевна Малыхина, кандидат социологических наук; Софья Александровна Митрохина, кандидат филологических наук; Дарья Ивановна Иванова, кандидат юридических наук; старшие преподаватели Ольга Александровна Алёхина и Виталий Владимирович Гуляев. Настоящие профессионалы своего дела — они подкрепляли теоретический материал примерами из собственной практики.

Я благодарен МАИ за знания, которые даёт кафедра «Связи с общественностью и массовые коммуникации» техническому специалисту. Можно по-другому взглянуть на взаимосвязь со средствами массовой информации, с общественностью и с высоты полученного опыта рассуждать иными категориями. От этого уровень профессионализма и качество подготовки технического специалиста только увеличивается.

Кроме того, я уже говорил, что любая отрасль требует популяризации. Не только космонавтика. Давайте признаем, что подрастающее поколение мыслит в рамках только выбранной специальности и зачастую не представляет, чем занимается авиаконструктор, технолог и эксплуатант (лётный состав). Приведу пример из собственной практики.

На кафедре я защищал магистерскую диссертацию по вертолётостроению. Моим одногруппникам было интересно послушать ряд фактов, приведённых в ней. Например, что российские вертолёты успешно развиваются на международных рынках. Этот факт говорит только о том, что необходимо доступно рассказывать о своей профессии, её особенностях в контексте развития соответствующей отрасли. А кафедра «Связи с общественностью и массовые коммуникации» МАИ как раз и раскрывает секреты того, как правильно и эффективно это делать.

— Несмотря на то, что профессия космонавта уже не так популярна среди молодёжи как в советское время, некоторые ребята не расстаются с мечтой стать космонавтами и проектировать космические корабли. В МАИ на «Аэрокосмическом» факультете студенты увлечены идеей покорения звёздной бездны. Как считаете, какими качествами должен обладать настоящий космонавт?

— Мне кажется, что рецепт успеха для всех один. Это усердие, желание заниматься той специальностью, которую ты выбрал, добросовестно относиться к изучению материала. Ведь любая образовательная программа, которая предусмотрена в вузе, неоднократно продумана. Ничего ненужного и лишнего в ней нет. Общее представление о специальности состоит из кубиков, роль которых студент не всегда понимает сразу. Тем не менее, в дальнейшем полученные знания понадобятся, пригодятся в жизни.

— Какой предмет был для вас самым сложным во время учёбы в Центре подготовки космонавтов?

— Самым сложным теоретическим предметом были системы управления движением космического корабля. Космический корабль — сложное, высокотехнологичное изделие, над которым работают разные коллективы. У каждого из них свой подход, и космонавту предстоит освоить все алгоритмы работы систем корабля и выстроить стратегию «общения» с ним. Необходимо усвоить все подходы и связать их между собой. Ведь наряду со штатными ситуациями случается множество нештатных. Алгоритмы действия или работы автоматики космического корабля изучаются в рамках определённого курса подготовки.

Помимо теоретических предметов нам предстояла масса непростых испытаний и исследований, позволяющих определить морально-психологические особенности в сложных эмоциональных и физических условиях. Например, исследования в сурдокамере, на центрифуге, в гидролаборатории, выживание в лесисто-болотистой местности. Буквально через неделю нам предстоит тренировка по выживанию в условиях пустыни с ограниченным запасом воды и еды.

Но возникающие сложности в деле, которому ты решил посвятить свою жизнь, даже имеют свою прелесть. Каждая дисциплина мне по-своему нравится, поскольку она связана с моей профессией. Например, ты узнаешь, как летает и работает космический корабль или станция. Интересны все подробности и детали.

— Расскажите о самых ярких воспоминаниях, связанных с профессиональной деятельностью?

— Когда у нашего экипажа были тренировки по выживанию после приводнения, так называемые «морские выживания», нас размещали в спускаемом аппарате «Союз» в космических скафандрах «Сокол» на открытую водную поверхность. Задача состояла в том, что в ограниченное время необходимо было отработать навыки покидания спускаемого аппарата в случае приводнения.

В условиях малого объёма спускаемого аппарата необходимо трём членам экипажа снять скафандры, надеть теплозащитные костюмы и спецснаряжение «Форель», при этом внутри спускаемого аппарата температура воздуха достигает 30 градусов и возникает недостаточность свежего воздуха. Неимоверное температурное воздействие, теснота заставляла тебя перешагивать через своё «не могу». Это действительно очень яркий, запоминающийся момент преодоления собственного представления о возможном. Бывали мысли: «Всё, больше не могу». Но взвесив всё, вдруг понимаешь — общее дело того стоит. Включаются дополнительные резервы организма. Всё это позволило переоценить свои возможности в сложных условиях существования.

— С таким плотным графиком свободного времени, наверно, не остаётся совсем...

— Действительно, день расписан с самого утра и до вечера. Сначала теоретические занятия, потом практические, о которых мы уже поговорили. А дома ждут задания, которые уносишь с собой с учёбы. Задают очень-очень много. Свободного времени практически нет. Бывают, конечно, исключения, когда до следующего зачёта есть достаточно времени. Тогда выкраиваешь минутки для хобби. Я люблю покататься на велосипеде или роликах.

— Олег, благодарим, что уделили время на интервью нашему интернет-порталу. Какие пожелания оставите маёвцам, которые через некоторое время свяжут свою судьбу с космонавтикой и авиацией?

— Желаю ребятам, которые сейчас учатся, не бояться воплощать свои идеи и фантазии в жизнь. Я верю, что в аэрокосмическую отрасль идут молодые ребята, которые придумывают и прорабатывают сверхинтересные и эргономичные изобретения. Но для этого важен крепкий симбиоз конструкторов, технологов и специалистов которые эксплуатируют эту технику. Желаю ребятам творческих успехов в реализации своих планов.

На фото Олег Блинов вместе со своим научным руководителем — кандидатом психологических наук, доцентом кафедры «Связи с общественностью и массовые коммуникации» МАИ Саргыланой Егоровной Захаровой.

В этот день было

Первый полёт ночного боевого вертолёта Ми-28Н
Первая рулежка стратегического бомбардировщика Ту-160
СССР вступил в Международную организацию гражданской авиации