МАИ на ICAS: день второй
9 сентября 2014Продолжаем включение из необычно солнечного Санкт-Петербурга, мы вновь погружаемся в атмосферу мирового центра наук о воздухоплавании — конгресса ICAS 2014. Этот выпуск отличается от предыдущих в нескольких аспектах. Кроме фундаментальных секций, привычных для давних участников события — аэродинамики, управления, механики и двигательных установок, этот конгресс докомплектован секциями по системам управления воздушным движением, по производству, по безопасности, по экологичности, а также по дистанционно пилотируемым летательными аппаратам.
Этот день начался с обширного совместного доклада руководителей Центрального института авиационного моделирования (ЦИАМ) и английской Rolls-Royce, проливающего свет на будущее авиационных двигателей их технологий проектирования. Большая послеобеденная лекция Бориса Алёшина, руководителя ФГУП «ЦАГИ» была посвящена видению американских коллег из Honda Aircraft Company Inc. на развитие проектирования самолётов в целом, и, особенно, новым расположениям двигателей — расположенные поверх фюзеляжа, они создают гораздо меньше «шумового загрязнения» на земле, и на больших высотах могут быть экономичнее.
Одна из секций конгресса проводилась под руководством доцента кафедры 407, помощника проректора по научной работе МАИ Владимира Расторгуева. В рамках этой секции были заслушаны следующие доклады от представителей Московского авиационного института (национального исследовательского университета):
- Базовая концепция проектирования современной системы управления рулением самолётов. К.К. Веремеенко;
- Численные исследования влияния прямоточных воздушно-реактивных двигателей (SCRAMJET) корпуса X-43 на задачу управляемости. А. Яременко;
- Многофункциональный радар управления движением в аэропорту на технологии USPR — кооперация МАИ и МГТУ им. Баумана — В.Н. Скосырев (МГТУ им. Баумана), А.Е. Ананенков, А.В. Коновальцев, В.М. Нуждин и В.В. Расторгуев (МАИ);
- Обработка сигналов в бортовых системах на базе искусственных нейронных сетей, Е. Ефимов, Т. Шевгунов, А. Валайтите, Е. Садовская;
- Усилитель мощности массива цифровых антенн бортовых систем. Р. Малахов.
- Улучшенное проектирование и методы разработки критических компонентов в воздушном тракте модульных авиационных ГТД. В.Г. Нестеренко, А.А. Матюшкин, В.В. Нестеренко;
- Численное моделирование и экспериментальное исследование лазерных систем зажигания камер сгорания — в международной кооперации — С.Г. Ребров (Исследовательский центра им. М.В. Келдыша), П.В. Холодов (МАИ), Г.Р. Якшина (Центральная инженерная школа г. Лиона, Франция),
- Применение методов управления флотом в предварительном проектировании самолёта. П.В. Журавлёв.
Но кроме конференции, полной новых знакомств и ярких научных событий, гостей конгресса ждала вечерняя презентация конкурса самой крупной мировой компании-производителя гражданской авиационной техники Airbus — Fly Your Ideas. Компания обратила внимание гостей на то, что поскольку количество самолётных рейсов удваивается каждые 15 лет, и сегодня авиация перевозит 35% людей и грузов в мире, необходимо любыми силами ускорять реализацию новых идей в нашей отрасли удовлетворить подобный рост в будущем. Поэтому Airbus приглашает на конкурс группы студентов, готовых опробовать свои идеи под руководством куратора, инженера из Airbus (в российском отделении работает 200 специалистов), а потом устраивает несколько отборочных событий и награждает наиболее смелую и трудолюбивую команду. А для тех, кто не знает как сформировать коллектив, но желает использовать свои знания и развить талант работы в команде, компания Airbus открыла социальную сеть letsconnect.airbus-fyi.com, которая поможет сформироваться самым неожиданным комбинациям учащихся наших институтов.
День закончился ещё одним событием для молодых инженеров, получивших специальное приглашение за закрытые двери прекрасного зала в районе Биржевой площади — конгресс организовал залитый светом и музыкой вечерний праздник, на котором инженеры могли, наконец, отвлечься от подготовки докладов и посоревноваться в социальном конкурсе — собрать как можно больше «достижений» на выданные листы. Например, познакомиться с аспирантом из Азии, или «найти человека говорящего на трёх языках», или «рождённого в 1992 г.», или — «встретить пилота», и в такой атмосфере второй день конгресса ушёл в прошлое и началась вторая половина конгресса, готовящего ещё столько же событий и выступлений.
Биеннале авиационных инженеров по-прежнему превозносит значение политической беспристрастности и международного вовлечения — и получаемой безграничной свободы и открытости информации. В итоге, на секции истории, среди тезисов европейских, русских и американских выступающих, часто слышался один вывод: чудо изобретения в нашей молодой науке, на самом деле. всегда было продуктом международной научной кооперации, и конгресс гордится возможностью дальше подпитывать эту плодородную тенденцию.