Выпускница МАИ и единственная женщина-пилот в МЧС о своей работе
10 марта 2015Екатерина Орешникова — единственная женщина-пилот в МЧС России. На её счету — десятки поисково-спасательных операций. Она принимала участие в тушении пожаров, участвовала в ликвидации последствий наводнений, работала на месте крушения самолёта SSJ-100 в Индонезии.
Когда Екатерина выступала с показательными полётами на международной аэрокосмической выставке ILA в берлинском аэропорту, руководитель полётов до такой степени был восхищён её эрудицией, уровнем лётной подготовки и прекрасным английским, что, вопреки всем авиационным инструкциям, присвоил её экипажу вместо цифрового позывной «Катюша».
Когда нет авралов, она дежурит на Бо — 105, который называют воздушной «скорой помощью». На санитарной винтокрылой машине Екатерина доставляет пострадавших в ДТП и тяжелобольных детей из труднодоступных районов Московской области в столичные больницы. Общий налёт у неё — около 4 тысяч часов и все — безаварийные. Накануне 8 марта спецкор «МК» встретилась с командиром воздушного судна Екатериной Орешниковой и поговорила о её неженской работе.
— В Вашей семье были лётчики?
— Папа у меня авиационный инженер, мама — учитель истории. Раз родилась девочка, родители хотели, чтобы я была гуманитарием. Но меня привлекала техника, я рвалась в небо. После школы поступила на вечернее отделение факультета радиоэлектроники Московского авиационного института, после первого курса перешла на дневное отделение факультета самолёто- и вертолётостроения. И одновременно стала заниматься в первом Московском городском аэроклубе ДОСААФ, который располагался на Каширке. Выбрала вертолётный спорт. Стала осваивать Ми-2. Мои выбор стать лётчиком мама с папой сначала не одобряли, считая, что это — не женская профессия. Но видя мою увлечённость и усердие, стали меня поддержать. За что я им очень благодарна.
— Вспомните свой первый самостоятельный полёт.
— Это был восторг! Всему чему научилась в аэроклубе — я обязана своему инструктору Александру Смыкову. Он поставил меня «на крыло». И по сей день я вспоминаю его добрым словом. Сейчас его, к сожалению, уже нет в живых. В аэроклубе мне дали направление в Запорожское авиационное училище лётчиков имени Покрышкина (бывшее Волчанское), которое готовило инструкторов-лётчиков, планеристов, парашютистов и вертолётчиков.
— Препятствий вам не чинили?
— Нет, хотя в официальных правилах приёма была написано, что принимаются только лица мужского пола. Но девчонок всё—таки до экзаменов допускали. Конкурс был сумасшедший. Кроме прохождения серьёзной медицинской комиссии, сдачи вступительных экзаменов, мы должны были сдавать технику пилотирования. Получался парадокс: мы пришли в училище, чтобы научиться летать, но при поступлении должны были показать, что... уже умеем летать. Более того, к моменту поступления требовалось налетать определённое количество часов.
Время окончания училища совпало с перестройкой. Развалился Советский Союз. Шёл 1991 год. В стране царил хаос. С удостоверением пилота вертолёта и дипломом об окончании МАИ Екатерина Орешникова стала искать работу. В юную лётчицу поверил генеральный директор авиакомпании «Московские воздушные авиалинии» Владимир Кастырин. Катя стала летать вторым пилотом на вертолёте Ми-8. В 1998 году случился дефолт, частная авиакомпания закрылась. Екатерина поступила в Московскую государственную юридическую академию по специальности «юриспруденция». Но длительного простоя в лётной работе у неё не случилось. Уже через год она попала в авиаотряд МЧС, под руководством инструкторов Николая Габлина и Михаила Малахова освоила вертолёты Бо-105, БК-117. Получила диплом юриста, но с небом расстаться не смогла. Много лет она — командиром воздушного судна.
Продолжение статьи с выпускницей МАИ читайте на сайте MK.RU.
Фото с сайта источника.