Своими глазами: МАИ провёл для абитуриентов экскурсии по лабораториям университета

19 июля 2016

В этом году приёмная кампания Московского авиационного института вышла на новый уровень открытости для абитуриентов — все факультеты провели экскурсии по своим кафедрам и лабораториям. Представитель пресс-службы МАИ посетил некоторые из них и узнал, как встречает и что обещает университет своим будущим студентам.

Собирать реактивный двигатель по ночам

— Всем учащимся, которые приходят к нам на факультет, я говорю: «Ребята, я вам гарантирую работу по специальности — конечно, если будете хорошо учиться», — так приветствовал собравшихся на экскурсию по факультету «Двигатели летательных аппаратов» его декан Алексей Агульник.

— А этим мы балуемся по ночам, — с усмешкой показывает доцент кафедры «Конструкция и проектирование двигателей» Валерий Нестеренко малоразмерные воздушные реактивные двигатели в лаборатории. — Физика тут та же, что у больших, но конструкция другая и проблемы другие. Мало кто в мире их решает.

Абитуриенты удивлённо переглядываются — видно, что такой энтузиазм им непонятен. Заметивший это Алексей Агульник разъясняет: бурное развитие беспилотной авиации поставило задачу научиться делать очень маленькие двигатели, благодаря которым аппарат сможет лететь с большой скоростью. А задачи, поставленные МАИ — максимальное вовлечение студентов в проектную деятельность и привлечение работодателей.

— Даже в самые сложные времена выпускники нашего факультета востребованы в промышленности, — резюмирует декан.

Учёба на предприятии

Участие студентов в научных разработках — лишь одно из направлений проектного обучения. Второе — базовые кафедры при предприятиях, как, например, кафедра «Бортовая автоматика беспилотных космических и атмосферных летательных аппаратов» факультета «Робототехнические и интеллектуальные системы» на конструкторском бюро «МАРС», входящем в Госкорпорацию «Роскосмос».

— Наши ребята, кстати, сейчас участвуют на «РобоКросс — 2016», — напоминает декан факультета Константин Тихонов. — Когда они вернутся, то их разработку — беспилотный автоматизированный робот-снегоболотоход — вы сможете увидеть в приёмной комиссии.

Аудитория заметно оживляется — мысль о том, что студенты МАИ могут сами создавать роботов и выезжать с ними на соревнования, явно приходится абитуриентам по душе. Кстати, маёвцы не просто участвуют, а выигрывают эти соревнования — команда «ФАУСТ» принесла университету и факультету победу в «РобоКроссе».

Дипломный квадрокоптер

— Не соглашайтесь, если будут предлагать испытать разрядник для запуска искусственного сердца, — шутливо предупредил абитуриентов декан факультета «Системы управления, информатика и электроэнергетика» Юрий Следков.

Сердце, к сожалению, абитуриенты не увидели. Зато познакомились с другой знаменитой разработкой кафедры «Электроэнергетические, электромеханические и биотехнические системы» — прототипом высокоскоростного транспорта. Ребята, видевшие мини-макет в приёмной комиссии, столпились вокруг модели реального размера — вагончика на рельсах — и с интересом наблюдали, как левитирует над сверхпроводником охлаждённый жидким азотом магнит.

— Проходите, проходите, — подбадривал абитуриентов и их родителей, с опаской поглядывающих на сосредоточенно разливающего жидкость по стаканам робота-манипулятора, заведующий кафедрой «Технология приборостроения» Фёдор Васильев. — Он рисовать умеет, и много чего ещё. Свободен! — обращается он к роботу и тот моментально перестаёт двигаться.

— Тут студенты сейчас работают над разными заданиями — проектируют, программируют, — с гордостью говорит заведующий в следующем помещении лаборатории. — Сами устройства вы вряд ли тут увидите — они их делают и себе забирают. А, нет, вот лежит дипломная работа — квадрокоптер, у него навигация по видеокамерам и ультразвуковым датчикам.

«Я не хочу отсюда уходить!»

Из лаборатории кафедры «Проектирование самолётов» факультета «Авиационная техника» ребят невозможно увести — абитуриенты с восхищением рассматривают свои будущие учебные пособия. Военные, экспериментальные, пассажирские самолёты со снятой обшивкой в огромном ангаре — впечатляющее зрелище. Особенно если учитывать то, что все они когда-то были в эксплуатации, а теперь используются для обучения студентов — их подключают к гидросистеме и ребята вблизи видят, как поворачивается крыло, убираются шасси, отклоняется горизонтальное оперение...

— Я не хочу отсюда уходить! — восклицает абитуриент Владислав Сирота. Причина его эмоциональности очевидна — он хотел стать инженером-конструктором с 9-го класса и уже тогда задумался над тем, куда поступать.

— С детства увлекался военной техникой — вертолётами, самолётами. МАИ выбрал в начале 11-го класса, — рассказывает он. — Я рассматривал другие технические вузы, но там в основном занимаются теорией, а не практикой. А я всю жизнь любил что-то конструировать своими руками. Правда, мой единственный проект яхты оказался незаконченным — я остановился на самолётах.

«Куда ещё поступать, как не к вам»

— Вокруг вас находятся образцы всей авиакосмической техники, которую умеет выпускать наша промышленность, — обводит рукой огромный ангар заместитель заведующего кафедрой «Космические системы и ракетостроение» факультета «Аэрокосмический» Сергей Тузиков. — Далеко не все страны могут позволить себе соорудить что-то подобное, а мы на них учим студентов. А, кстати, здесь не всё — наш «Лунный модуль» увезли на выставку сначала в Лондон, а теперь — на ВДНХ.

Абитуриенты увлечённо рассматривают экспонаты, среди которых — баллистическая ракета в разрезе. Разумеется, сейчас это всего лишь учебное пособие, но даже вынос её за пределы лаборатории будет нарушением международных договорённостей.

— Из чего, как вы думаете, это состоит? — стучит Сергей Тузиков по ракетному двигателю.

— Из алюминиевого сплава, — раздаётся уверенный ответ. Валерий Саранди, учащийся Московского авиационного техникума имени Н. Н. Годовикова, поступать будет только через год, а на экскурсию пришёл «разузнать на будущее».

Уровень подготовки Валерия виден хорошо: он активно задаёт узкоспециализированные вопросы и, в свою очередь, даёт правильные ответы. На вопрос о том, почему он выбрал МАИ, удивляется:

— У меня специальность — производство летательных аппаратов, я курсовые и диплом по ракетам пишу. Куда же мне ещё поступать, как не к вам!

P. S. С расписанием экскурсий в МАИ можно ознакомиться здесь.

В этот день было

Создана Киевская фирма «Аэрос»
Впервые участие вертолёта Ка-25ПС в проводке судов полярной ночью
Утверждено тактико-техническое задание на многоразовую систему "Энергия-Буран"