Доцент МАИ прокомментировал перспективы развития водного транспорта
27 сентября 2016Речные перевозки людей и грузов по воде могут дать экономике огромный мультипликативный эффект, но для этого нужна воля государства, заявили проектировщики судов и судостроители на «Гидроавиасалоне — 2016» в Геленджике.
Доцент кафедры «Системы автоматического и интеллектуального управления» Московского авиационного института Владимир Чемоданов привёл такой пример: в Австралии и других странах мира всё ещё ходят «Метеоры» и другие суда на воздушных крыльях, сошедшие с российских стапелей много десятилетий назад. Это говорит о долговечности и удачном проектном решении этих машин. Но более показательно другое — суда такого типа, пусть даже устаревшие по современным меркам, вполне востребованы в мире.
Второй пример. Ещё лет тридцать лет назад практически все прибрежные российские города на Чёрном море соединяли маршруты, по которым ходили все те же суда на подводных крыльях, а заполняемость рейсов была высокой. Сейчас их практически не осталось. И третий пример. Ещё 25 лет назад Владимир Чемоданов сконструировал катер, но за это время он так и не пошёл в производство, хотя модель была перспективной.
Все эти примеры очень хорошо характеризуют ситуацию в отрасли не только морских, но и речных перевозок. На той же Волге практически не осталось судов на подводных крыльях, которые в свое время являлись чуть ли не основным перевозчиком пассажиров в тогда ещё Горьковской области, а конструкторское бюро имени Алексеева постоянно выпускало новые модели. Эта работа не останавливается и сейчас, но конструкторы с ног сбились, доказывая необходимость возрождения речных перевозок.
Как считают разработчики современных судов различных типов и их производители, без помощи государства отрасль не возродить. Перевозка пассажиров по воде во всех странах и во все времена была дотационной. Как рассказал председатель совета директоров Тольяттинского судоремонтного завода Петр Дроботов, например, в Европе речные перевозчики пользуются системой льгот не только из соображений экологии, но и в связи с тем, что река является вечной природной дорогой, не требующей ремонта. В некоторых странах даже запрещено движение грузовых фур по дороге, если она идет параллельно реке.
Пока спрос на пассажирские суда возрождается со стороны регионов, но больших денег на покупку новой техники у них нет. Почему и возник спрос на старые суда, прошедшие глубокую модернизацию. Как считают эксперты, если же будет принята государственная программа по поддержке отрасли, подразумевающая льготный лизинг и другие меры, появится спрос и на новые суда.