Сертификация композитов: лекция профессора Университета Queen’s в МАИ

22 ноября 2016

— Белфаст имеет очень богатое инженерное наследие, — гордо начал лекцию в Московском авиационном институте декан факультета механики и аэрокосмической техники Университета Queen’s Брайан Фальзон. Несмотря на то, что в его центре аэрокосмических инженерных разработок работает всего 100 человек, руководитель направления «Композиционные материалы» всемирно известной компании Bombardier привёл множество примеров успешных разработок на лекции 21 ноября.

Впрочем, о прошлом профессор говорил недолго — весь его монолог был посвящён перспективам будущего.

— Airbas и Boeing рассчитывают, что около 5 трлн долларов США уйдёт на авиационную отрасль в период до 2034 года. Это до 38 тысяч новых самолётов, — отметил он.

Такие масштабы ставят перед авиационными инженерами специфические задачи которые необходимо решить в будущем. Это уменьшение веса воздушного судна, уменьшение стоимости сертификации, уменьшение затрат на производство судна и разработку систем моделирования и авиасимуляции, пояснил господин Фальзон. Ключом к решению этих задач являются композиционные материалы, уверен Брайан Фальзон. Другое необходимое условие — изменение подхода к сертификации. И соединение этих двух направлений представляет основную проблему, которую придётся решать при производстве самолётов, отметил он.

— Когда мы говорим об анализе повреждения композиционных материалов, то мы должны понять, в каком масштабе это необходимо делать, — продолжил господин Фальзон. — Мы должны понять, какие проблемы перед нами возникнут при физическом тестировании на повреждение. Конечно, моделирование и симуляция применяются при сертификации, но всё-таки она основывается на физическом воздействии.

Однако если всё-таки говорить о симуляции сертификации, отметил профессор, то уже можно сформулировать основные требования к ней. Во-первых, софт должен быть очень хорошо проработан, во-вторых, разумеется, доступен. В-третьих, необходимо сертифицировать саму программу сертификации. Уровень её интеграции должен быть высок, и, конечно, самое главное — нужно учитывать затраты на её производство, подчеркнул Брайан Фальзон.

— Для того, чтобы реализовать все эти требования, мы должны как можно точнее проецировать реальные физические законы при моделируемой сертификации, — отметил профессор, презентуя студентам МАИ разные подходы к решению этой задачи.

Фото: Антон Никитин

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2