Делегация Московской Государственной Думы в МАИ

12 февраля 2009
Делегация Московской Государственной Думы в МАИ

29 января в Московском авиационном институте (государственном техническом университете) прошел круглый стол на тему «Подготовка кадров для аэрокосмической отрасли России». Заседание было организовано фракцией партии «Единая Россия».
Депутатам, приехавшим в МАИ, была предоставлена возможность ознакомится с лабораториями кафедр «Проектирования самолетов», «Проектирования вертолетов» и «Космические системы и ракетостроение». Отличительной чертой учебного процесса в Московском авиационном институте является то, что студенты имеют возможность учится с использованием реальных образцов авиационной и ракетно-космической техники. Депутаты осмотрели самолеты, вертолеты, ракеты, которые являются объектами лабораторных и практических работ.
МАИ имеет несколько филиалов, причем два из них очень удалены от Москвы. Это филиалы на Байконуре и в Ахтубинске. На Байконуре, как известно, расположен космодром, а в Ахтубинске — испытательная база ВВС. Оба филиала играют очень важную социальную роль, позволяя получить высшее образование детям работающих там специалистов и служащих офицеров. В связи с необходимостью поддержания качества учебного процесса на филиалах в МАИ закуплено оборудование для организации обучения в режиме телеконференций. Депутатам были продемонстрированы занятия, организованные в таком режиме. Преподаватель из Москвы читал лекцию студентам, находящимся на филиале «Восход» на Байконуре, причем студенты имели возможность задавать вопросы, т.е. учебный процесс происходил в интерактивном режиме. Данное оборудование используется и для профориентационной работы. Депутаты присутствовали на уроке в режиме телеконференции, который преподаватель МАИ проводил для учащихся подшефной школы № 311.
После знакомства с университетом прошел круглый стол, организованный в конференц-зале музея МАИ. В нем приняли участие более 20 депутатов Государственной Думы, в том числе заместитель председателя Государственной Думы Надежда Васильевна Герасимова и заместитель руководителя фракции партии «Единая Россия», выпускник МАИ Валерий Владимирович Рязанский.
Открыл заседание В. В. Рязанский. В своем вступительном слове он подчеркнул, что развитие аэрокосмической отрасли является одним из важнейших приоритетов современной России. В 2006 г. партия «Единая Россия» приняла партийный проект «Авиапром». Задача партии не финансирование проекта, а подъем его на общественный уровень как знаковой, важнейшей проблемы. Через некоторое время проекту придается статус государственной программы действия и выработанные партией предложения реализуются в виде нормативных актов и действий исполнительной власти. Именно во многом благодаря проекту «Авиапром» финансирование авиационной промышленности за последнее время было увеличено в 4 раза. Выступающий отметил, что аэрокосмическая отрасль обладает огромными потенциальными возможностями для роста. Этот потенциал сосредоточен как в самой промышленности и отраслевой науке, так и в аэрокосмических вузах. В условиях изменений, происходящих в промышленности и реформы высшей школы, очень важно проанализировать, как в новых условиях взаимодействуют между собой образование и аэрокосмическая отрасль.
Затем слово было предоставлено ректору МАИ доктору технических наук, профессору Анатолию Николаевичу Геращенко. А. Н. Геращенко кратко рассказал об истории и традициях Московского авиационного института, которому в следующем году исполнится 80 лет. Выпускники МАИ занимают ведущие позиции в своей отрасли в настоящее время 200 человек являются руководителями своих предприятий, в том числе генеральными директорами — 45 выпускников, генеральными и главными конструкторами — 50 выпускников, а также занимают другие руководящие посты в научно-производственных и научно-исследовательских организациях Роскосмоса, Роспрома, Минобороны и др. Выпускниками вуза являются 20 космонавтов. В настоящее время в МАИ работает 16 академиков и членов-корреспондентов РАН. В рамках научно-исследовательских работ разрабатывается сложная аэрокосмическая техника. Например, в МАИ созданы легкие самолеты и искусственные спутники Земли.
Однако ректор сосредоточился не столько на достижениях, сколько на путях развития университета и аэрокосмического образования в целом. При МАИ создано Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации в области авиации, ракетостроения и космоса (УМО АРК), которое объединяет 35 вузов. На заседаниях УМО были выработаны предложения по совершенствованию законодательной и нормативной базы образования в аэрокосмической сфере. К этим предложениям относятся: разработка специальной целевой программы, направленной на закрепление кадров в аэрокосмической отрасли, предоставление налоговых льгот для предприятий, оплачивающих подготовку специалистов и оказывающих финансовую и материальную помощь вузам, перевод бюджетной подготовки в вузах на контрактную основу с отработкой после окончания вуза на предприятиях отрасли или в вузе, создать условия для обеспечения молодых преподавателей и специалистов жильем или общежитиями на условиях отработки определенного срока в вузе или на предприятии, установление специальных норм финансирования для вузов, осуществляющих подготовку по оборонным специальностям и другие.
Эти предложения были переданы на рассмотрение депутатов, которые большую заинтересованность в их анализе и дальнейшем развитии. Ректор наметил основные направления развития университета и выразил уверенность в том, что МАИ имеет все основания претендовать на статус Национального исследовательского аэрокосмического университета. Это предложение было поддержано депутатами, принявшими участие в круглом столе.
Президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Иннокентьевич Федоров начал свое выступление с констатации наличия кадрового кризиса в авиастроении. Современных специалистов остро не хватает, при этом велик средний возраст работающих на предприятиях. С прошлого года наметилась тенденция к омоложению кадров, но потребуется не один год для того, чтобы ее закрепить. Специалисты ОАК провели анализ потребности предприятий в кадрах и одновременно изучили качество подготовки специалистов в 78 вузах и 34 средних специальных учебных заведениях, поставляющих кадры для предприятий корпорации. В целом ряде регионов физически не хватает специалистов, т.е. количество выпускников вузов меньше потребностей предприятий. Это наблюдается в Таганроге, Ульяновске, Нижнем Новгороде. Не удовлетворяют и качественные показатели. Одной из причин это-го является падение престижа отрасли и как следствие снижение возможностей для отбора абитуриентов на специальности, связанные с авиастроением. А. И. Федоров подчеркнул важность профориентационной работы и привлечение талантливых выпускников школ. В качестве примера была приведена деятельность ОКБ «Сухой» в этом направлении. Совместно с МАИ ведется работа со школьниками и студентами, при поступлении формируются специальные целевые группы по заказу предприятия.
Президент ОАК подчеркнул, что при подготовке специалистов складывается определенная диспропорция — общая база дается хорошо, но проявляется отставание при специализации. По мнению А. И. Федорова это связано с нехваткой практик и устареванием материальной базы вузов. Улучшение материальной базы может достигнуто как благодаря государственным программам, так усилению взаимодействия между вузами и предприятиями. При характеристике качества подготовки специалистов было подчеркнута необходимость овладения новыми цифровыми методами проектирования, безбумажными технологиями и современными программными продуктами. Закрепление кадров зависит от социальных условий и ОАК налаживает взаимодействие с регионами прежде всего для решения жилищной проблемы.
А. И. Федоров отметил необходимость достижения соответствия между профессиональными и образовательными стандартами и законодательного закрепления профессиональных стандартов. В развитие стандартов необходимы современные образовательные программы. В МАИ при поддержке ведущих предприятий ОАК был проведен конкурс на разработку таких программ. В заключении было предложено создать при поддержке ОАК три отраслевых образовательных центра в Москве, Казани и Иркутске. Московский центр будет создан при МАИ. В выступлении Валентина Владимировича Крымова, директора по науке ФГУП «ММПП «Салют», помимо проблем высшего образования были затронуты проблемы подготовки рабочих кадров. По мнению выступавшего проблема нехватки рабочих не менее, а может быть и более остра по сравнению с проблемой нехватки инженеров. Престиж рабочих профессий падает и падает число желающих обучаться в профессиональных колледжах. «Салют» имеет 6 подшефных школ и 2 профессиональных колледжа, но число желающих учиться на рабочих постоянно сокращается. Два года назад в этих колледжах было 2000 учащихся, а сейчас — только 1050. Необходимо всеми средствами повышать престиж рабочих профессий. В. В. Крымов предложил также передать подготовку рабочих в ведение регионов. По его мнению, это позволит улучшить финансирование средних профессиональных учебных заведений.
Было предложено создать с помощью регионов при крупных предприятиях сеть учебно-научных центров, которые помогут организовать подготовку кадров разных уровней квалификации. Это предложение в дальнейшем вызвало дискуссию. Координатор проекта «Авиапром» Александр Николаевич Белоусов подчеркнул, что в таком предложении кроется серьезная опасность. Региональные власти могут перепрофилировать средние учебные заведения, а федеральное подчинение является гарантией сохранения аэрокосмической направленности. 
Затем слово взял директор Департамента государственной политики Министерства образования и науки Игорь Михайлович Реморенко. Он подчеркнул, что проблема кадров заключается прежде всего в качестве подготовки. В среднем количество выпускаемых специалистов с высшим образованием превышает потребности на 13%, но качество подготовки далеко не всегда соответствует требованиям работодателей. Правда, в области среднего профессионального образования выпуск отстает от потребностей на 17%.
Переход на контрактную систему может дать определенный эффект, но при этом возникают существенный риски. В частности, государство не сможет обеспечить рабочими местами многочисленных выпускников экономических и юридических специальностей. А это может подорвать общую идею контрактной подготовки. Надежды на повышение качества образования связаны с разработкой Федеральных образовательных стандартов.
Начальник управления Рособнадзора Виктор Иванович Круглов сказал, что свидетельством того, что российское техническое образование является одним из лучших в мире является тот факт, что 60-70% процентов выпускников технических вузов уходят в бизнес. Однако, естественно, что это тормозит развитие отечественной промышленности, в том числе аэро-космической. Профильные работодатели должны активней воздействовать на подготовку кадров. Переход к новому поколению стандартов связан с большей академической свободой вузов, поэтому остро встает вопрос о профессиональной аккредитации вузов. Оценку качества реализации той части образовательных программ, которая определяется государственным стандартом, будет по прежнему осуществлять Государственная инспекция. Однако оценку качества вариативной части должны взять на себя профессиональные сообщества, вырабатывая профессиональные стандарты. Однако эта работа только начинается. Важной задачей также является мониторинг востребованности выпускников вузов по их профилю. Возможно, что одним из критериев качества подготовки выпускников может стать карьерный рост выпускников. Во всяком случае, такая практика широко распространена на Западе.
Заместитель председателя Государственной Думы Надежда Васильевна Герасимова в своем коротком выступлении подчеркнула важность разработки стратегии развития аэрокосмического образования. Причем эта стратегия должна охватывать все уровни образования, включая среднее профессиональное. Вузы находятся в сложном положении, но они сохранили свою профильную направленность. Многие учреждения среднего образования изменили свою направленность и больше не готовят рабочих и техников для аэрокосмической отрасли. Н. В. Герасимова поддержала идею бюджетной контрактной подготовки, приведя в пример военные учебные заведения. Не так давно для них также существовала проблема ухода выпускников из армии. Однако введение системы контрактов резко улучшило ситуацию.
Закрывая заседание В. В. Рязанский поблагодарил МАИ за отличную организацию круглого стола. Он подчеркнул, что Россия не может не быть авиационной державой. Это связано как нашими огромными расстояния-ми, так и необходимостью обеспечения обороны страны. Развитие аэрокосмической отрасли невозможно без аэрокосмического образования. Прошедший круглый стол был очень полезен, и его материалы будут внимательно проанализированы и переданы на рассмотрение Государственной Думы.
В заключении В. В. Рязанский поддержал предложение о придании МАИ статуса Национального исследовательского аэрокосмического университета.

                                                                                                                                    А. Ю. Сидоров

Просмотреть фоторепортаж с встречи можно на нашем сайте.

В этот день было

Первый запуск турбовального двигателя ВК-1500ВМ
Участие самолетов Су-30 и Су-35 в авиашоу в Дубаи
Начало серийного выпуска на заводе № 29 в Омске двигателй АШ-82ФН для Ту-2 и Ла-7