Новогодняя история: как ребята из Таджикистана стали одними из лучших студентов МАИ
30 декабря 2016На попытки уговорить Зафара позволить опубликовать его фамилию в этой статье я трачу почти час. И увы, впустую. К сожалению, потому что герой такой интересной истории должен быть известен.
Зафар выбрал специальность («Радиолокационные системы и управление»), руководствуясь отчасти практическими соображениями — она скорее будет востребована в его родном Таджикистане. Доходов отца — фермера в колхозе села Кабодиён и матери — медсестры хватало на то, чтобы вырастить троих детей. Но на мечту детства — стать актёром — игравший в школьных спектаклях Зафар должен был заработать самостоятельно.
— И поступили в итоге в авиационный?!
Зафар смущённо улыбается:
— Мне в фильмах всегда нравились герои-лётчики. Когда я думал, кого бы хотел играть, то всегда представлял такого персонажа. К тому же меня всегда завораживал полёт самолёта или вертолёта, я всегда хотел узнать, как это происходит. Так что две мечты у меня шли параллельно.
В Москве тогдашний восемнадцатилетний выпускник школы сменил множество рабочих профессий — от охранника до помощника электрика. Три года он провёл, занимаясь лёгкой низкоквалифицированной работой — всё для того, чтобы потом заработанные деньги потратить на подготовку к поступлению.
В этом Зафар нашёл понимание у, вероятно, неожиданной стороны.
— Хозяева дачи в Алтуфьево, где я работал, просто сказали: «Можешь просто жить и учиться», — с благодарностью вспоминает он. — Они относились ко мне как к родному.
Действительно — работодатели наняли другого охранника, а Зафар полностью погрузился в учёбу. На занятия с репетиторами по русскому языку, математике, физике, информатике у него ушёл год. В 21 он поступил на первый курс в Московский авиационный институт. Боясь отстать по учёбе, он аккуратно посещал все лекции, что, разумеется, не прошло даром. Сейчас он защищает диплом по теме «Плата цифровой обработки сигналов вертолётной РЛС» — его разработка поможет, например, ледоколам определять степень толщины льда.
Невозмутимый Асомиддин свою фамилию назвать не стесняется. С Зафаром он дружит уже пять лет, именно Асомиддин посоветовал ему МАИ. В отличие от мечтательного товарища он не формулировал себе какую-то чёткую цель, ради которой приехал в Москву из родного Курган-Тюбе. Он работал, отсылал заработанные деньги семье — как, собственно, и многие.
Но пресловутая тяга к знаниям его не оставляла — он хотел стать врачом. На вопрос о том, почему выбор остановился на МАИ, он усмехается. — Это была детская мечта — в конце концов, прошло целых четыре года. Честно скажу — у меня не было цели стать инженером.
Помимо естественных трудностей с иностранным языком перед прагматичным Асомиддином стояла другая проблема — совмещение работы и учёбы. Поэтому изначально и он, и Зафар поступили на вечернее отделение и перевелись на дневное. Учёба давалась им нелегко — если их однокурсники-россияне могли подготовиться к экзамену буквально за неделю, то Асомиддин и Зафар тратили на это месяц.
Конец разговора выходит скомканным — Асомиддин торопится на встречу с научным руководителем. На вопрос о том, хочет ли он остаться в России или вернуться в Таджикистан, Асомиддин пожимает плечами:
— Честно говоря, не знаю. Но не думаю, что это прям очень важно — в конце концов, я получил хорошее образование, а это главное.
На все вопросы о межнациональных отношениях Зафар твёрдо отвечает, что не сталкивался с бытовой дискриминацией — ни в родном Таджикистане (сам он по национальности узбек), ни в России. Этому хочется верить — Зафар выглядит уверенным в людях и полным радужных надежд на будущее. Его порекомендовали на одно предприятие, где даже заочно приняли на работу: единственная загвоздка — гражданство. Зафар очень хочет получить опыт работы по специальности, но пока не знает, где хотел бы применить свои знания и навыки — в России или в Таджикистане.
— Я хочу выучить английский и немецкий, научиться программированию, — с вдохновением перечисляет он. — Ведь главное — развиваться дальше. Я даже подумываю о том, чтобы реализовать свою вторую мечту...