Двигатели и пейнтбол: как Ресурсный центр позволяет студенту реализовать себя
12 января 2017В Ресурсный центр факультета «Двигатели летательных аппаратов» Сергей Селивестров пришёл на втором курсе без какого-либо проекта — ему было интересно получить опыт работы в научной сфере. Его ожидания оправдались.
Меньше, да лучше
Сергей и его коллеги принимает активное участие в осуществлении перспективного проекта центра — создании малоразмерных двигателей. Сферы их предполагаемого применения весьма широки: беспилотные летательные аппараты (мишень для ПВО, дрон-разведчик), наземная энергетика — при небольшом размере и высокой мощности установка на базе малоразмерного газотурбинного двигателя будет весьма полезна как для военных, так и для МЧС. В РЦ уже создали двигатель для беспилотника-мишени, который будет испытываться на специально созданном стенде (опытную базу для таких двигателей тоже приходится создавать самим).
— А что насчёт главного вопроса современных технологий?
— Цены? — усмехается Сергей. — На самом деле наш малоразмерный двигатель выходит дешевле западного благодаря как раз импортозамещению. 80% изделия возможно изготовить в МАИ, а имеющиеся опыт и производственная база позволят сделать его эффективней и дешевле аналогов.
Проект — наше всё
РЦ и раньше был открыт для студентов (и Сергей — яркий тому пример), однако идеи для проектов на них «падали сверху». Основными энтузиастами в создании новой системы были иолодые доценты кафедры «Технологии производства двигателей летательных аппаратов» Алексей Ионов и Максим Ляховецкий — они предложили создать такую среду, которая позволяет студентам создавать и реализовывать свои проекты на факультете.
Ребят, обучающихся УИРС (учебно-исследовательская деятельность студентов — прим.) и одновременно ведущих проекты в Ресурсном центре, набирается около пятидесяти со всего факультета. Проект не обязательно должен строго подпадать под тематику факультета — например, сам Сергей руководить проектом по созданию авторского дизайна пейнтбольного оборудования.
Показать будущее
— Разумеется, понимание необходимости создания студентами собственных проектов есть у всех, — отмечает Сергей. — Плюсов у нашего подхода несколько: во-первых, ребята прорабатывают все стороны проекта — и технологическую, и экономическую, и менеджерскую и т.п. Во-вторых, промежуточным звеном между преподавателем и студентом служит куратор — студент старшего курса или аспирант.
Таких в РЦ, помимо Сергея и его одногруппника Дмитрия Боровикова, ещё двое — именно они в первую очередь помогают студентам. Четверо на пятьдесят человек — немного, но, как признаётся Сергей, половина пришедших за проектами отсеивается почти сразу. Из трёх-четырёх групп действительно работают над ними человек 15.
— И ваша основная задача заключается в...
— В том, — тут же перебивает Сергей, — чтобы дать ребятам возможность реализовать свои идеи — будь то двигатели, газовый анализатор для беспилотника, дизайн оружия или даже пейнтбольный дизайн. Главное — научить студентов создавать научные проекты с нуля и показать, что будущее в науке у них есть.