Судьбоносная «петля» российского пилотажа

28 февраля 2017
Судьбоносная «петля» российского пилотажа

Международные авиакосмические салоны так не захватывали бы дух, если бы на них новейшая авиационная техника не демонстрировала фигуры высшего и сложного пилотажа. Передать словами невероятный «танец» самолёта в воздухе практически невозможно. Об этом говорят — хорошо один раз увидеть...

Кобра, колокол, чакра Фролова, петля Нестерова, или «мёртвая петля», переворот Иммельмана, плоский штопор, Хаммерхед — все эти фигуры изобретали обычные лётчики, чтобы при помощи неожиданных манёвров уходить от вражеских снарядов и ракет, либо наоборот — поражать воздушные силы противника. Многие живущие в 21 веке даже не представляют, что российскому высшему пилотажу — уже больше 100 лет. А начало его истории связано с именем русского военного лётчика, штабс-капитана Петра Николаевича Нестерова. 27 февраля исполнилось 130 лет со дня его рождения. Именно он придумал и первым исполнил «мёртвую петлю» — фигуру сложного пилотажа в виде замкнутой петли в вертикальной плоскости.

Неутомимый новатор

Пётр Николаевич Нестеров успешно совмещал профессию лётчика с профессией конструктора авиатехники. Он построил планер и летал на нём, а изучив полёт птиц, разработал проект оригинального самолёта без вертикального оперения. Несмотря на то, что финансирования от государства летательный аппарат не получил, Нестеров продолжал вносить изменения в его конструкцию. Исследовательская работа не пропала даром. Благодаря своим новаторским решениям Нестеров существенно модернизировал французский самолёт «Ньюпор-4», укоротив фюзеляж на 0,7 м, снял вертикальное оперение. Именно на нём 27 августа 1913 года Пётр Нестеров впервые явил миру свою «мёртвую петлю». Кстати, великий русский авиатор был настолько уверен в математических расчётах «петли», что перед взлётом намеренно не пристегнул ремни безопасности.

Реализации других смелых конструкторских замыслов Петра Николаевича Нестерова помешала Первая мировая война. Он отправился на Юго-Западный фронт. Именно здесь он проявил себя как талантливый пилот. Впервые в России он успешно бомбардировал отряды врагов приспособленными специально для этого артиллерийскими снарядами. Австрийское командование даже пообещало крупное денежное вознаграждение тому, кто собьёт аэроплан Нестерова.

Смелость величайшего русского конструктора и лётчика Петра Николаевича Нестерова не знала границ. Он стал первым лётчиком, применившим в боевой авиации таран вражеского самолёта, на борту которого находились немецкие разведчики. Манёвр стоил Петру Николаевичу жизни. Он погиб на взлёте в возрасте 27 лет как настоящий герой. Однако дело его продолжало жить... Россия рождала новых гениев — конструкторов и лётчиков. Появлялись новые фигуры высшего и сложного пилотажа за счёт более новых и перспективных истребителей.

Искусство летать

С развитием авиационной техники и повышением мастерства лётчиков стали появляться всё новые и новые пилотажные фигуры. При этом все виды пилотирования разделили по степени сложности на простой, сложный и высший.

Так Петля Нестерова с появлением более рискованных и зрелищных воздушных манёвров — кобры (эту фигуру впервые продемонстрировал выпускник МАИ, лётчик-космонавт Игорь Волк), колокола, чакры Фролова и т.д. — перешла в разряд фигур сложного пилотажа. Помимо «мёртвой петли» в группу сложных фигур входят также переворот, переворот Иммельмана («полупетля»), пикирование с углом 45, горка, управляемая бочка, переворот на горке, штопор, штопорная бочка, переворот на вертикали, свечка.

На авиасалонах истребители в группе или поодиночке показывают комплекс элементов высшего, сложного и простого пилотажа. Это своеобразная произвольная программа, которая призвана показать не только мастерство пилотов, но и красоту, мощность и манёвренность авиационной техники.

Отметим, что на Международном авиасалоне МАКС — 2013 и МАКС — 2015 в лётной программе, наряду со знаменитыми «Стрижами» и «Витязями», своё мастерство показывали и самолёты Отраслевого специального конструкторского бюро экспериментального самолётостроения МАИ (ОСКБЭС МАИ) МАИ-223М и Авиатика-МАИ-890. Фигуры высшего и сложного пилотажа выполняли профессиональные лётчики-испытатели ОСКБЭС МАИ Андрей Синицын и Александр Митрофанов.

Несмотря на то, что МАИ — инженерный вуз, он воспитал не одного великого лётчика. Увидеть собственными глазами достижения МАИ в области авиационной и космической техники можно будет на Международном авиационно-космическом салоне МАКС — 2017 в Жуковском с 18 по 23 июля. Маёвские самолёты снова примут участие в лётной программе авиасалона и удивят гостей интересной комбинацией элементов в небе. По словам организаторов участия МАИ в МАКСе, — «крылатые» машины МАИ делают такие трюки, которые и не снились их стальным старшим братьям».

В этот день было

Первый полёт ночного боевого вертолёта Ми-28Н
Первая рулежка стратегического бомбардировщика Ту-160
СССР вступил в Международную организацию гражданской авиации