Земная жизнь бесконечного космоса: профессор МАИ о кадрах, ракетах и Марсе

31 марта 2017
Земная жизнь бесконечного космоса: профессор МАИ о кадрах, ракетах и Марсе

Профессор Московского авиационного института (национального исследовательского университета), заместитель заведующего кафедрой «Управление эксплуатацией ракетно-космическими системами» Аэрокосмического факультета Владимир Родченко удостоился Почётного знака III степени Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского за большие заслуги в области космонавтики. Награду на заседании учёного совета Аэрокосмического факультета Владимиру Викторовичу вручил главный научный сотрудник МАИ, заведующий кафедрой 601 «Космические системы и ракетостроение», профессор, академик РАН Олег Алифанов.

Спустя несколько дней после награждения mai.ru встретился с Владимиром Родченко и побеседовал об экологической безопасности в космической деятельности, строительстве нового российского космодрома и даже...о полёте на Марс. Но главной темой, конечно, стал тернистый путь подготовки инженерных кадров для отечественной космической промышленности.

— Владимир Викторович, одно из направлений вашей научной работы на посту заместителя заведующего кафедрой «Управление эксплуатацией ракетно-космическими системами» — экологичность ракетного топлива. А вопросы экологии в наше время стоят очень остро. Как Вы считаете, насколько Россия продвинулась в этом вопросе в последнее время?

— Российские ракеты-носители — одни из самых экологически чистых. Даже несмотря на то, что известный всем «Протон» работает на токсичных компонентах топлива — несимметричном диметилгидразине, углеродном топливе с примесями, и азотном тетроксиде — он всё равно намного чище американских ракет «Титан-3С» и «Спейс шаттл», использующих твердотопливные ускорители, во время работы которых в атмосферу выбрасывается большое количество вредных веществ.

За последние 50 лет наша страна далеко ушла в вопросах экологической безопасности пусков. На смену «Протону» приходит ракета-носитель «Ангара». Это модульный носитель, использующий в работе двигательных установок чистые компоненты топлива керосин-кислород, которые не причиняют большого вреда экологии и не могут привести к глобальным катастрофам, о которых много говорят в средствах массовой информации. Мне доводилось самому участвовать в тщательной экологической экспертизе, которая проводилась на месте строительства будущего космодрома «Восточный», и я убедился, как много внимания в нашей стране уделяется этому вопросу.

— Раз уж заговорили о космодроме «Восточный», то хочется услышать Ваше мнение о реальности запуска оттуда пилотируемого корабля с экипажем в 2023 году?

— Безусловно, пилотируемые запуски с этого космодрома будут. Но прежде чем говорить о реальных сроках, нужно, чтобы все комплексы — и технический и стартовый, а также оборудование и сооружения — работали безотказно. Для пилотируемых полётов необходима высокая степень надёжности всех систем — с большим количеством девяток после нуля. Прежде, чем перейти к пилотируемым запускам, нужно отработать беспилотные полёты. Произвести несколько запусков беспилотных аппаратов, например, грузовиков «Прогресс» либо каких-то других космических аппаратов. И уже после этого, когда надёжность всех стартовых систем будет подтверждена, можно переходить к пилотируемым полётам. Но, повторюсь, для того, чтобы с уверенностью перейти на тип пилотируемого полёта, должно быть определённое количество пусков непилотируемых.

— МАИ как раз занимается подготовкой кадров для «Восточного». Недавно вуз вручил дипломы будущим специалистам, которые отправятся работать в Амурскую область. Получается, не всё так плохо с мотивацией у молодых людей? И технические вузы становятся вновь привлекательными?

— Мотивированность у ребят действительно намного выше, чем ещё несколькими годами ранее. Это связано в первую очередь с тем, что работа в космической промышленности ценится гораздо выше, чем 10 — 15 лет назад. Зарплата молодых специалистов на предприятиях доходит до 50 000 рублей в месяц. Это достаточно приличный заработок, поэтому ребята с удовольствием идут работать. Предприятия могут далеко не всех принять, а значит, есть очередь, есть из чего выбирать. Значит, сами ребята больше мотивированы на получение качественных знаний. На Аэрокосмический факультет приходят хорошо подготовленные школьники, у нас нет дефицита абитуриентов.

Выпускники МАИ с удовольствием остаются работать в институте. По сравнению с девяностыми и нулевыми годами ребята более мотивированы на получение учёных степеней, более активно участвуют в научной работе и написании статей.

— На одном из круглых столов, который был посвящён подготовке кадров, вы затрагивали тему закрепления законодательной базы в вопросах целевого обучения. Что имеется в виду?

— Несколько лет назад было принято постановление Правительства России о подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса. В рамках этого постановления по госзаказу в вуз отправляются учиться люди из определённого региона, где находится предприятие оборонно-промышленного комплекса. На третьем курсе подписывается трёхсторонний договор между студентом, вузом и предприятием. Начинается целевая подготовка. По договору предприятие платит студенту стипендию, финансирует его обучение в университете. Когда студент получает диплом об окончании вуза, он обязан по договору выйти на работу на предприятие, с которым подписано соглашение. Должен, но не выходит. Однако законодательной базы, по которой студент обязан отработать определённый срок или компенсировать затраты предприятию, просто нет. А в разрешении этого спорного вопроса суд встаёт на сторону молодого специалиста.

— Неужели закон до сих пор не принят?

— У меня информации о принятии такого закона нет.

— Уверены, что среди маёвцев «уклонистов» нет. А вот будущие космонавты и выдающиеся конструкторы наверняка дают о себе знать. Заявляют ли ребята о своих профессиональных устремлениях: «в космонавты я б пошёл»?

— Такие ребята, конечно, есть. Например, один из выпускников нашей кафедры Вячеслав Морозов очень хотел быть космонавтом. Ради этой мечты он отправился работать на РКК «Энергия», ведь только сотрудников этого предприятия берут «с гражданки» в отряд космонавтов, куда он в настоящее время зачислен. А «крайний» космонавт с нашей кафедры — Герой России Елена Серова. Желающие, конечно, есть, но космонавтами из них становятся те немногие, которые мотивированы на практическую деятельность в космосе. Нужно отметить, маёвцы — ребята амбициозные и очень талантливые.

— Про полёт на Марс со студентами не говорите? Как оцениваете перспективы марсианской программы?

— Пилотируемая экспедиция на Марс — это очень интересная, но очень сложная проблема всего человечества. На мой взгляд, прежде чем решить это проблему, необходимо исследовать эту планету автоматическими марсианскими аппаратами. Подобный опыт наша страна имеет по лунным автоматическим аппаратам, которые в середине 60-х годов прошлого века, когда началась «лунная гонка», успешно применялись в Советском Союзе. В нашей стране было решено исследовать лунную поверхность с помощью автоматов, что оказалось существенно выгоднее, чем осуществление США лунной пилотируемой программы. При этом с помощью автоматических аппаратов были решены все задачи по исследованию лунного реголита (грунта) и доставки его образцов на Землю. Но вообще, такие программы, как лунная или марсианская, нужно реализовывать объединённым нациям, поскольку все космические проблемы — это, прежде всего, общечеловеческие задачи.

— От далёкого Марса так и хочется снова вернуться в МАИ. Над какими проектами работает кафедра «Управление эксплуатацией ракетно-космическими системами»?

— Коллектив кафедры занимается, прежде всего, подготовкой специалистов в области эксплуатации ракетно-космической техники. Поэтому научные интересы наших сотрудников связаны с моделированием процессов подготовки и проведения пуска ракет космического назначения. В частности, эти работы направлены в сторону повышения экологической безопасности космической деятельности и надёжности всех наземных операций, а также обеспечения безопасности обслуживающего персонала технических и стартовых комплексов. Создаются математические модели, позволяющие повысить эффективность выполнения технологических процессов подготовки и надежность функционирования всего оборудования, участвующего в этих процессов.

— Владимир Викторович, mai.ru поздравляет Вас с присуждением почётной награды и желает дальнейших успехов в работе!

В этот день было

Первый полёт ночного боевого вертолёта Ми-28Н
Первая рулежка стратегического бомбардировщика Ту-160
СССР вступил в Международную организацию гражданской авиации