На крыле и от винта: МАИ на HeliRussia 2017

29 мая 2017

Рядом с такими великанами чувствуешь себя песчинкой. На них невозможно смотреть по-другому, только снизу вверх. Они мощны, величественны и прекрасны в своём блеске. Но, несмотря на свои внушительные размеры, взмыть в воздух с лёгкостью птицы для них ничего не стоит. Вертолёты...

Гости крупнейшей вертолётной выставки HeliRussia, которая в десятый раз прошла в Крокус Экспо с 25 по 27 мая, смогли увидеть самые передовые разработки и образцы отечественной и зарубежной винтокрылой техники. Участниками мероприятия стал и Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). Вуз презентовал на своём стенде разработки в области вертолётостроения.

Двойственный союз

На стенде МАИ внимание привлекает миниатюрный летательный аппарат, похожий на самолёт. По словам разработчиков — маёвцев Александра Фоменко и Никиты Васильева — это и беспилотный самолёт, и вертолёт в одном лице.

— Это гибрид квадрокоптера и самолёта, — отмечает Александр Фоменко. — Прототип предназначен для тестирования нового поколения автопилота. Он способен без потерь в высоте стабилизировать переход аппарата от вертикального взлёта к горизонтальному.

Преимущество маёвской разработки в том, что для взлёта ей не требуется взлётная полоса. Запуск осуществляется с шасси. По словам разработчиков, выбранная ими самолётная схема позволяет аппарату летать на далёкие расстояния и проводить в небе длительное время. Ещё один плюс перспективной разработки — уникальный гибридный автопилот.

— Техника всё сделает за вас, — отмечает Никита Васильев. — При наличии гибридного автопилота наличие оператора, который осуществляет пилотирование в ручном режиме, не требуется. Достаточно просто задать машине координаты, маршрут и нажать на кнопку. Дальше аппарат всё сделает сам.

На прототипе, представленном на маёвском стенде на HeliRussia, пока что тестируется электроника. По словам Никиты Васильева и Александра Фоменко, уже почти разработана программа для работы автопилота в автоматическом режиме. Спектр применения разработки достаточно широк. В основном беспилотник будет применяться для гражданских целей.

— На аппарате можно проводить фото, видеосъёмку, мультиспектральный анализ, устанавливать тепловизионные камеры, дозиметры, газоанализаторы, — отмечает Никита Васильев.

Подобную нагрузку можно «поручить» и миниатюрным квадрокоптерам, также представленным на стенде МАИ. Один из них маёвцы используют для учебных целей. Например, такой беспилотник собирали участники трека «Беспилотные авиационные системы» на Олимпиаде НТИ, финал которой прошёл в марте в сочинском образовательном центре «Сириус». Второй — чуть побольше — используется для мониторинга линий электропередач, фото- и видеосъёмки. На него можно также установить тепловизор, GoPro или мультиспектральную камеру. Кстати, этот квадрокоптер однажды даже предотвратил крупную аварию на Коломенской теплотрассе.

— Мы обследовали Коломенские теплосети, и тепловизионное обследование оказалось очень эффективным, — вспоминает Никита Васильев. — Обнаружили целых три утечки.

Технологии высокого полёта

«Сердце» беспилотника можно увидеть совсем рядом, в закрытой витрине на стенде МАИ. По словам студента МАИ, сотрудника кафедры «Технологии производства двигателей летательных аппаратов» Сергея Селиверстова, несколько дней назад опытный образец «сняли» со стендовых испытаний.

— Это реальный двигатель. Он также шумит и летает на беспилотниках, — отмечает Сергей Селиверстов. — Тяга у него 10 кг. Но кроме беспилотников, такие двигатели подойдут и для наземной энергетики, для генераторов. Они компактны и очень эффективны.

Сергей указывает на миниатюрную модель вертолёта Ми-38, которая представлена рядом с закрытой витриной, на самом видном месте стенда. На вертолёт поставлены причудливые агрегаты, выполненные руками маёвцев.

— Это аэродинамическая модель, — поясняет Сергей Селиверстов. — Все агрегаты, которые вы на ней видите, — реальные. Мы их не из головы взяли. Был реальный заказ от компании «Вертолёты России» на «продувку» данного вертолёта со всеми вариантами навесного оборудования. Практика показывает, что быстрее увидеть все характеристики на натурном образце, чем проверять эмпирическим путём на реальном вертолёте.

Пока мы разговариваем с Сергеем Селиверстовым, рядом группа экспертов окружила маёвский вертолётный комплекс «Ворон». Разработка принадлежит конструкторскому бюро «Искатель» МАИ. Главный предмет оживлённого спора собеседников — винт беспилотника и его конструкция. «Ворон», как и всегда, вызывает восхищённые взгляды гостей и остаётся самой обсуждаемой маёвской разработкой на многочисленных отраслевых выставках.

Напомним, что вертолётный комплекс «Ворон» обладает по-настоящему широким спектром применения. Например, он одновременно способен вести наблюдение или, благодаря возможности установки на него вооружения, способен вести прицельные выстрелы по позициям противника. Помимо этого «Ворон» может переносить полезную нагрузку и сбрасывать её по команде оператора. Этот беспилотный летательный аппарат может работать автономно при помощи заданной программы либо автоматически при помощи специального устройства. Отметим, что «Ворон» уже состоит на службе у силовых структур России и постоянно совершенствуется.

Выпускник рядом

По иронии судьбы прямо рядом со стендом МАИ уютно расположились сразу две разработки, в которых главным конструктором выступил маёвец Александр Бегак. В день открытия на его ноу-хау — бегалёт и беспилотник «ЮРИК» — собрались посмотреть практически все гости и журналисты HeliRussia. Самым большим вниманием был «обласкан» огромный беспилотник «ЮРИК». По словам разработчика, гигантский дрон был создан для спасения людей из труднодоступных точек. Пока что создан только прототип массой более 100 кг, он имеет 8 двигателей и может поднимать груз, сопоставимый с собственным весом. Свой первый полёт беспилотник совершил в феврале этого года.

Стенд МАИ стал местом встречи выпускников вуза. Многие заходили, чтобы засвидетельствовать своё почтение и передать тёплые слова в адрес альма-матер.

— На всех предприятиях, которые выпускают вертолёты, работают наши выпускники, — отмечает в беседе с mai.ru заведующий кафедрой «Вертолётостроение» МАИ Юрий Игнаткин. — Например, наш выпускник — Вадим Лигай — руководитель завода в Казани, на котором производят вертолёт «Ансат», уже принятый на вооружение для обучения пилотов-вертолётчиков Сызранского военного училища. Отмечу, что наша кафедра и МАИ в целом тесно сотрудничают с Московским вертолётным заводом им. Миля. По его заказу маёвцы решают задачи по вертолёту Ми-38. В частности, на наших стендах представлены результаты научной работы по определению геометрических характеристик лопастей, которые изготавливаются из композиционных материалов. Мы устанавливаем связь между теоретическими размерами лопастей и теми, которые получаются в реальном производстве. Совместно с теми фирмами, которые производят эти детали, мы ищем пути улучшения технологий, которые позволят сделать лопасти более совершенными.

По мнению Юрия Игнаткина, юбилейная выставка HeliRussia носит рабочий, деловой характер, она более содержательная.

— Это говорит о том, что отечественная вертолётная промышленность находится на правильном пути, — отметил Юрий Игнаткин. — Например, вертолёт Ми-38 всё ещё с хорошими характеристиками. Испытания показали, что он может летать с максимальной скоростью 300 км и выше, что для вертолёта таких габаритов чрезвычайно важно и является достижением вертолётостроения. Принципиально новая конструкция у вертолёта Ка-62. 60 % планера и элементов конструкции выполнены из композиционных материалов. Применение композиционных материалов помогает увеличить весовую отдачу вертолёта, сделать форму и состояние поверхности более обтекаемой, увеличить сопротивление и в результате повысить конкурентоспособность вертолёта.

Талант растёт

МАИ на HeliRussia представили и талантливые школьники Москвы на стенде научно-технического фестиваля «От винта!». Например, десятиклассник лицея № 1550 Юрий Кузнецов представил модель квадрокоптера, который сделан по образу и подобию насекомого — инсектоптер. По словам автора работы, квадрокоптер бесшумно летает и может стать отличным разведчиком.

— Я изучал авионику и структуру тела насекомых, которые и вдохновили меня на создание коптера, — отмечает в беседе с mai.ru Юрий Кузнецов. — Я буду продолжать свою работу и совершенствовать дрон.

Мальчик мечтает поступить в МАИ на факультет «Робототехнические и интеллектуальные системы».

— Буду идти к своей мечте до конца, — резюмирует Юрий Кузнецов.

В этот день было

Первый полёт ночного боевого вертолёта Ми-28Н
Первая рулежка стратегического бомбардировщика Ту-160
СССР вступил в Международную организацию гражданской авиации