«В небо и в космос»: на аэродроме МАИ прошла конференция «Аэронет»

13 июня 2017

— Вся конференция была очень интересной, и сегодняшний день — достойное её завершение. Он позволяет не только проникнуться глубиной и важностью задач, которые решаются в рамках направления AeroNet, но и получить много удовольствия, — приветствовал гостей лётного дня конференции «Аэронет», организованной Ассоциацией ЭРБАС, ректор Московского авиационного института Михаил Погосян. 10 июня на маёвском аэродроме «Алферьево» собрались разработчики, эксплуатанты, спортсмены и просто все, увлечённые техникой будущего — беспилотными летательными аппаратами.

— Я с детства мечтал летать в безвоздушном пространстве. Однако постепенно разбираясь в том, что такое полёт, пришёл к пониманию того, что летать в атмосфере намного интереснее, — признался лидер рабочей группы AeroNet Национальной технологической инициативы Сергей Жуков. — Задача нашей рабочей группы — создать условия для мирового прорыва России на рынке беспилотников. Мне отрадно видеть здесь различную технику, новый контрольно-диспетчерский пункт МАИ, сам исторический аэродром… Пробиться на мировые рынки и освоить премудрости не только технологий, но и продвижения, можно только вместе, при поддержке государства и наших вузов — такого, например, как МАИ, который становится базовым для рабочей группы AeroNet!

В том же духе ободрения и поддержки высказывались и генеральный директор Ассоциации ЭРБАС Глеб Бабинцев и глава Волоколамского муниципального района Евгений Гаврилов. Последний выразил надежду на то, что мероприятие позволит администрации района и МАИ «выработать определённую стратегию, позволяющую развивать авиационно-космическое направление и привлекать ребят».

Ребят, к слову, на лётном дне конференции «Аэронет» было много. Они заворожённо наблюдали за демонстрационными полётами авиамоделей и гонками дронов — благо, в рамках лётного дня проходили Кубок «Аэронет» по дрон-рейсингу, гонка «Пионер» и ночное авиашоу. Любознательные дети и подростки подробно расспрашивали представителей компаний-разработчиков об особенностях тех или иных новых моделей, а спортсменов — о том, как ими управляют. Не обошли они, как и взрослые посетители, вниманием шатёр МАИ, в котором проректор по учебной работе Дмитрий Козорез презентовал университет.— Здесь вы можете увидеть гибридный самолёт-дрон вертикального взлёта, агрокоптер, комплекс, с помощью которого ребята могут научиться пилотировать коптер, — перечислял проректор перед собравшимися. — Школьники с восьмого класса могут проявить себя, и МАИ предоставляет для этого все возможности.— Не могли бы вы пояснить, есть ли сейчас в МАИ лётная практика? — спросил у выступающего зашедший в шатёр Сергей Жуков.— Да, мы единственный вуз, который сумел сохранить свою действующую авиабазу. Студенты здесь проходят лётную практику, прыгают с парашютом. МАИ стремится к тому, чтобы каждый выпущенный им инженер-конструктор хотя бы раз сам управлял самолётом.

С управлением же авимоделями и дронами будущие инженеры-конструкторы справились просто на «отлично». Третьекурсник факультета «Аэрокосмический» Александр Кунашук и выпускник МАИ, многократный участник международных соревнований по авиамодельному спорту Алексей Попов совершили показательные полёты, наглядно продемонстрировав красоту и манёвренность авиамоделей и дронов. В шатре МАИ об особенностях пилотирования рассказали присутствующим член Авиамодельного спортивного клуба МАИ Эмиль Нагиев и куратор дрон-рейсеров Кирилл Щукин.

Не уступали студентам-спортсменам и студенты-инженеры. В перерывах между общением с многочисленными посетителями маёвского шатра четверокурсник факультета «Системы управления, информатика, электроэнергетика» Глеб Меркулов сосредоточенно чертил в тетради фазовую плоскость для построения закона управления продольным движением квадрокоптера. Это, пояснил он, поможет усовершенствовать алгоритм управления беспилотником. На серьёзного юношу и его коллег — пятикурсника факультета «Авиационная техника» Александра Фоменко, доцента кафедры «Приборы и измерительно-вычислительные комплексы» Дмитрия Суркова и инженера Никиту Васильева — и дети, и взрослые смотрели с уважением и даже восхищением. Все они являются сотрудниками Отдела автоматизации экспериментов МАИ и принимали непосредственное участие в разработке всех экспонируемых БПЛА.

Судя по тому, как гостей интересовала возможность обучения школьников управлению дронами, пример маёвцев их заражает.— К нам очень много подходило родителей, преподавателей школ и клубов юных техников, — поделился преподаватель МАИ Андрей Нечипуренко, — которые хотят организовать занятия наших преподавателей, закупить наше оборудование. Были юристы, консультировались — сейчас же непонятна ситуация с разрешением на полёты. Интересовались и серьёзными разработками — конкуренты забегали, расспрашивали, — улыбается он.

Агрокоптер, гибрид квадрокоптера и самолёта с системой вертикального взлёта, обучающий комплекс «Колибри», различные беспилотники — гостям действительно было на что посмотреть в шатре МАИ. И не только там — по всему аэродрому собирались, стояли и летали различные беспилотники и авиамодели.

— Это вторая конференция «Аэронет», которая проходит на аэродроме МАИ в Алферьеве, — напомнил собравшимся Сергей Жуков. — Думаю, что с каждым годом количество участников будет лишь прибавляться, и мы все вместе будем стремиться в небо и в космос!

Фото: Антон Никитин

В этот день было

Создана Киевская фирма «Аэрос»
Впервые участие вертолёта Ка-25ПС в проводке судов полярной ночью
Утверждено тактико-техническое задание на многоразовую систему "Энергия-Буран"