Программа практики: в МАИ создают боты и кроссплатформенные приложения

13 июля 2017

Практика студентов третьего курса факультета «Прикладная математика и физика» МАИ прошла в виде увлекательного хакатона по программированию. В течение недели маёвцы погружались в причудливый мир чат-ботов, интернета вещей, кроссплатформенных мобильных приложений и многого другого. Результатом своеобразного «мозгового штурма» стало «рождение» бота-задачника по финансовой грамотности; бота, который при помощи машинного обучения анализирует профили пользователей соцсети Вконтакте, ряда управляющих программ для «умного» дома в рамках направления «интернет вещей» и других программных проектов.

По словам одного из организаторов хакатона, старшего преподавателя кафедры «Вычислительная математика и программирование» Александра Поповкина, мероприятие проходило по регламенту крупнейшего IT-соревнования «Imagine Cup» от компании Microsoft. Идея проведения практики у студентов-программистов в таком формате была предложена руководителем маёвских команд по программированию, профессором Валентином Зайцевым.

— Сначала мы предложили ребятам серию мастер-классов от студентов-партнёров Microsoft по темам кроссплатформенная мобильная разработка, интернет вещей в облачных вычислениях и построение ботов, — отмечает Александр Поповкин. — Затем маёвцы приступили к созданию собственных приложений. И результаты хакатона превзошли все наши ожидания.

Жюри хакатона возглавил декан факультета «Прикладная математика и физика» Сергей Крылов. Также оценить проекты маёвцев были приглашены студенты-партнёры Microsoft. Экспертное жюри впечатлили живые демонстрации работающих прототипов программ. Мобильные приложения маёвцы тестировали прямо со своих смартфонов. С веб-программами и ботами для Telegram было то же самое — ребята просто открывали браузер, мессенжер, соцсеть и демонстрировали рабочий прототип.

Победителем в соревновании программистов-маёвцев был признан проект чат-бота, который анализирует страницу в социальной сети Вконтакте. «Апробацию» программный проект прошёл на профиле технологического евангелиста Microsoft, доцента кафедры «Вычислительная математика и программирование» МАИ Дмитрия Сошникова.

— Студент при разработке бота использовал когнитивные сервисы с машинным обучением, — отмечает Александр Поповкин. — Программа «исследовала» все фотографии на профиле Дмитрия Вконтакте и определила, кто чаще всего на них встречается. Также бот «рассказал» о среднем возрасте людей на снимках.

Второе место заняла программа бота-задачника для повышения финансовой грамотности школьников и студентов. Прототип программы представляет собой интерактивный урок с преподавателем-роботом. Бот предлагает пользователю задачку и ждёт решения. Если ученик с заданием успешно справляется и выдаёт правильный ответ, то цифровой «учитель» хвалит своего подопечного и предлагает следующую задачу. Кстати, пользователю предоставляется право на ошибку. Но после третьей неудачи робот-репетитор предлагает «подтянуть» знания и выдаёт ссылки для изучения.

— Поскольку бот кроссплатформенный, то задачи могут быть разной сложности, — отмечает Александр Поповкин. — Кстати, запускать программу можно как с мобильного телефона, так и с компьютера.

Третье место досталось «универсальному» мобильному приложению для решения задач. По словам Александра Поповкина, программа представляет собой интерактивный учебник.

— Сюда можно «загрузить», например, экзаменационные материалы по правилам дорожного движения, — отмечает Александр Поповкин. — Пользователь может изучать теорию со смартфона, а потом открыть задачник и решать экзаменационные билеты ПДД по прочитанной теме.

Отметим, что на маёвском хакатоне в новом качестве — ведущих мастер-классов — выступили маёвцы, которые были даже моложе своих учеников. Например, мастер-классы по основам Bot Framework и смежному с ним сервису LUIS провели студенты второго курса МАИ Максим Ерёмин и MSP Дмитрий Филиппов. По словам Максима Ерёмина, для него участие в хакатоне в качестве педагога стало приятным открытием, которое подарило колоссальный опыт. До этого Максиму не приходилось преподавать людям, которые старше его.

— Это по-настоящему здорово готовить материал и презентации по тем темам, которые интересны не только мне, но и другим, — отмечает в беседе с mai.ru Максим. — Каждый раз к тебе обращаются с разными вопросами, ты ищешь на них достойные и главное — доступные для понимания ответы.

Отметим, что Максим Ерёмин, несмотря на свой юный возраст, уже участвовал в крупных соревнованиях. Совсем недавно команда Максима «VR-History Team» со своим мультимедийным обучающим проектом «VR History» стала серебряным призёром Московского регионального финала международного конкурса «Microsoft Imagine Cup» и выиграла приз зрительских симпатий в финале всероссийского этапа

— Мы с командой уже задумываемся, какой продукт будет разрабатываться для следующего Imagine Cup, — отмечает Максим Ерёмин. — Пока что мы заняты созданием бота для обучения школьников. Это проект декана факультета «Прикладная математика и физика», мы в нём также участвуем. Пока что не буду раскрывать все карты.

В будущем у коллектива факультета — серия интерактивных мастер-классов для абитуриентов. Занятия запланированы на 20 июля и будут проводиться в рамках приёмной кампании. По словам Александра Поповкина, планируются мастер-классы от студентов-партнёров Microsoft по разработке игр на Unity, кроссплатформенной мобильной разработке Xamarin и когнитивным сервисам.

— Мы стараемся постоянно совершенствовать свою квалификацию, разрабатываем всё новые и новые форматы взаимодействия со студентами и школьниками, — отмечает Александр Поповкин. — Например, вместе с маёвцами в июле нас ждёт лекция главы квантовой лаборатории Google Джона Мартиниса «Квантовый компьютер: жизнь после закона Мура». А совсем недавно в рамках Дня открытых дверей на факультете мы провели мастер-класс по разработке игр для школьников. Ребята создавали игры 2D на Unity и были в полном восторге от мастер-класса.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2