Интервью профессора МАИ в электронном издании STRF.ru
27 февраля 2009«Начало достижениям в космосе было положено Советским Союзом благодаря имеющимся у него мощным ракетным двигателям», — говорилось в специальном послании Джона Кеннеди американскому конгрессу 1961 года.
Эти двигатели начали разрабатывать на предприятии с неприметным, но понятным для посвящённых названием «Почтовый ящик № 6». Когда по мере трансформации политической системы страны степень режимности (секретности) стала не столь высокой, предприятие было переименовано в «НПО Энергомаш», акционировано, и ныне носит название ОАО «НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко». Академик Валентин Глушко создал самый мощный на Земле двигатель — четырёхкамерный РД-170, обладающий тягой порядка 750 тонн. От него пошла целая серия двигателей, в том числе и двухкамерный РД-180, который покупают США для ракеты-носителя Atlas V (первоначально ракеты Аtlas создавались как оружие против Советского Союза).
Создание ракетных двигателей — наукоёмкое и дорогостоящее производство. Затраты — и материальные, и временные — серьёзно увеличиваются, если во время испытаний двигатель взрывается. Поэтому крайне важно вычислить слабые или ослабевающие места сложной технической системы (двигателя) до того, как произошла нештатная ситуация. И здесь на помощь физике приходит математическое моделирование.
О том, как улучшают качество и надёжность этих двигателей сейчас, STRF.ru рассказал Давид Суренович Мартиросов, заместитель начальника расчётно-экспериментального отдела ОАО «НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко», профессор Московского авиационного института, доктор технических наук, разработчик методов анализа сложных технических систем.
Д.С. Мартиросов является автором метода структурного исключения. Суть метода структурного исключения такова. Как повышение температуры человеческого тела сигнализирует о нездоровье, так и изменение фиксируемых параметров говорит о неблагополучии системы. Но превышение каких-либо параметров рабочих процессов в двигателе (к примеру, давлений, расходов компонентов топлива и тому подобное) может свидетельствовать о неполадке и в камере, и в магистральной обвязке.
Определить, в каком агрегате двигателя произошла неисправность, и тем самым приблизиться к выяснению причины аварии можно, сравнивая параметры процессов, рассчитанных по математической модели «здорового» двигателя, с измеренными значениями одноимённых параметров, полученными при его работе.
Подробнее с материалом статьи можно ознакомиться на сайте www.strf.ru