Гонка с препятствиями: как маёвец стал лучшим дронрейсером вуза
13 ноября 2017В дронрейсинг студент четвёртого курса Аэрокосмического факультета Московского авиационного института (национального исследовательского университета) Александр Кунашук пришёл из авиамодельного спорта. Он конструировал, пилотировал модели самолётов и вертолётов, проводил занятия в авиамодельном кружке в центрах дополнительного образования для детей, ездил с мастер-классами в Артек и другие выездные лагеря. Жизнь закрутила совсем по-другому, когда Саша собрал свой первый коптер.
Игра на опережение
— Мы с товарищем решили собрать дрончик, — вспоминает Александр Кунашук. — Денег, конечно, было в обрез. Поэтому мы собрали маленький и компактный аппарат из дешёвого материала. Приехал я с этим дрончиком в МАИ и попал на первую сходку квадрокоптеристов-гонщиков. Мой беспилотник им понравился. А мне понравилась новая для меня атмосфера и совершенно новый вид занятия. Так я и втянулся.
В жизнь Саши стремительно ворвался дронрейсинг, ещё очень молодой, но уже популярный вид спорта. И на этом поприще маёвец добился впечатляющих результатов. Он занимал первые места на престижных российских соревнованиях. Кстати, совсем недавно Саша стал самым сильным в компетенции «Управление беспилотными летательными аппаратами» внутривузовского чемпионата МАИ WorldSkills. В конце ноября он и ещё несколько маёвцев отправятся на ВДНХ защищать честь вуза в этой компетенции на финал WorldSkills.
— Worldskills — это, конечно, не совсем дронрейсинг, — отмечает Саша. — Это скорее соревнование в том, как хорошо ты знаешь устройство коптера, как ты можешь разбираться в его основных неполадках.
Опыта Саши с лихвой хватило для его победы. Он без труда справился со всеми заданиями конкурса и пролетел предложенный маршрут быстрее всех.
— Разница в пилотировании модели самолёта, вертолёта и коптера не сказать, что огромна, но она есть, — отмечает маёвец. — Начнём хотя бы с того, что авиамоделью самолёта управляют от третьего лица. То есть ты стоишь и смотришь на неё со стороны. Управление гоночным дроном только от первого лица. Поэтому авиамоделисты учатся этому заново. Когда я только начинал, то управлял своим беспилотником потихонечку, аккуратно и очень медленно. Скорости пришли уже потом, когда было пройдено миллион тренировок.
Успех в дронрейсинге достаётся потом и кровью, то есть регулярными тренировками. По словам Саши, чем больше летаешь, тем выше твоя квалификация и результат.
— Знаете, какая у дронрейсера есть счастливая примета? — задаёт вопрос Саша и лукаво улыбается. — Тренироваться надо в два раза больше, чем просто много. Да, есть ещё более лучшая примета — тренироваться в десять раз больше, чем просто много. В каждой «практике» надо совершенствоваться и достигать новых высот.
Выдержать сравнение
Дронрейсинг часто сравнивают с Формулой 1. И действительно два вида спорта очень похожи — высокие скорости, разнообразие команд, сложные трассы и невероятная зрелищность. Тем не менее, в отличие от автогонщиков, дронрейсер сам себе механик, пилот и PR-менеджер.
— Несмотря на сходство в правилах и атмосфере дронрейсингу ещё расти до королевских гонок. Хотя бы по части финансирования, — отмечает Саша.
В Формуле 1 гонщики также дают имена своим машинам. У коптеристов такая традиция тоже есть. Только нарекают они не сами коптеры, а их рамы. Некоторые выдающиеся ребята даже сами их конструируют. Саша — один из тех, кто принадлежит к их числу. Сначала сам, а потом с помощью друзей он создал новый тип рамы, которая существенно облегчает конструкцию коптера и благодаря особому расположению «лучей» лучше управляется.
— На такой раме риск задеть «ворота» гораздо меньше, — отмечает маёвец. — После полётов на нашей раме я вряд ли вернусь к старой. По словам Саши, название для нового изобретения пока ещё не придумано.
— Я чертил несколько рам. И называл их «Микс 3», «Микс 3,5», «Микс 4», — вспоминает маёвец. — Но поскольку к раме всегда «прикручивается» окончание «-ер», то я так и стал их именовать «Миксер 3», «Миксер 3,5», «Миксер 4». Потом появилась идея назвать раму «Микстура». Микстура от плохого настроения. Но пока варианты названия с товарищами обсуждаем.
В МАИ «сколотилась» команда по дронрейсингу — MAI Drone team. В неё, помимо Саши, входят ещё несколько студентов-маёвцев, всего 6 человек. Руководит командой сотрудник кафедры «Проектирование самолётов» МАИ Кирилл Щукин.
— Вместе с командой мы выступаем на различных соревнованиях, — отмечает Саша. — Не так давно были в Нижнем Новгороде, облетали маршруты. Например, было задание на коптере догнать автомобиль и лететь следом. Я, правда, чуть в чайку не влетел. Потом на видео было очень смешно смотреть, как чайке, словно герою из «Матрицы», в последнюю минуту удалось сделать кульбит и не столкнуться с коптером. Есть у нас с ребятами идея выехать на какое-нибудь заброшенное место и там снять захватывающее видео. Когда я состоял в команде Team Russia, мы часто выбирались в такие места. Летали фристайл. Это когда дрон облетает здание, пролетает в узкие места — туда, куда человеку добраться трудно. И так полдня. Планируем с маёвской командой делать такие же «вылазки».
Новичкам здесь не место
Вместе с ребятами из МАИ Саша организовал клуб RC МАИ. В нём занимаются радиоуправляемыми моделями.
— RC — сокращённо от remote control, то есть радиоуправляемый — объясняет маёвец. — Это лодки, машинки, танки, катера, вертолёты, дирижабли. Я подумал, почему в МАИ нет такого сообщества, и организовал его. И постепенно на его базе начали собираться люди. Они приходили в моделку, включались в наше сообщество. Теперь у нас есть хештег RC МАИ, и мы его везде используем.
В клуб могут прийти все, кому интересны радиоуправляемые модели. Однако, по словам Саши, это не обучающая организация, а место для занятий.
— Если ты ничего не умеешь, то тебя тут никто учить не будет, — отмечает маёвец. — Мы готовы пойти на помощь, но мы не преподаватели и не собираемся учить с нуля. Например, к нам пришла девочка, которая уже занималась в авиамодельном кружке, но у неё не было электроники. Я просто открыл ящик, высыпал всё и сказал ей: «Я могу тебе отдать вот это, вот это и вот это. Приходи и собирай». Через неделю она пришла, собрали мы с ней простенький самолётик, пошли полетали.
Впереди у Саши и его команды ещё много планов и соревнований. Одно из них — финал Чемпионата WorldSkills. Пожелаем Саше и его команде успехов.