Опубликовать нельзя отклонить: секреты успеха научных статей в МАИ от Elsevier
27 ноября 2017Несколько практических советов о том, как увеличить шансы на публикацию в научных журналах из базы Scopus и Web of Science, дала на мастер-классе в рамках Aerospace science week в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете) руководитель отдела маркетинга Elsevier S&T в России, Украине, Республике Беларусь Яна Ревякина. Отметим, что издание Elsevier входит в топ крупнейших научных СМИ, публикация в которых позволяет учёным во всём мире наращивать собственный индекс цитируемости — индекс Хирша — и повышать уровень своей образовательной организации в мировых рейтингах QS и Webometrics.
По словам Яны Ревякиной, от 30 до 60 % поданных на рассмотрение в Elsevier статей отклоняются редакторами. 10 советов от Elsevier в нашем кратком обзоре мастер-класса.
1. Начинайте с малого.
Для молодых учёных, которые только начинают свой непростой путь к высотам научной карьеры, хороший старт — публикация доклада конференции в научном журнале. Такие работы имеют гораздо меньше ссылок по сравнению с форматом full articles, в которых требование составляет от 25 до 40 ссылок. Кроме того, доклад конференции имеет меньший объём и ему проще пройти редакторское «сито». Однако, у докладов конференции, как и у небольшого сообщения о новом исследовании (short communications), есть один довольно весомый минус — их мало цитируют.
2. Выбирайте тщательнее.
К выбору журнала для публикации нужно подходить очень внимательно. Например, тем, кто пишет научные статьи про роль программного обеспечения в научных исследованиях, не стоит предлагать свои материалы в традиционные журналы, которые пишут о фундаментальной науке. Для таких случаев есть специальные издания. Например, журнал «Software X». Необходимо внимательно изучить основное направление научного издания, его тематику, рассмотреть целевую аудиторию, принимаемый тип статей. Большой плюс, если вы изучите топ наиболее «горячих» материалов: на чём особенно фокусируется редактор. Аннотации к статьям — ваши верные помощники. Кстати, замечено, что публикация в научных изданиях напрямую зависит от того, как часто человек их читает. Если хотите публиковаться в хороших журналах — читайте их.
3. Загляните в свой библиографический список.
Там содержатся подсказки, в какое издание лучше предложить статью. Ваш библиографический список — это ваше подспорье.
4. Подбирайте ключевые слова правильно.
Ключевые слова в статье — это «крючки» для поисковых систем. Это то, что помогает найти среди миллиона статей именно вашу. Поэтому старайтесь сделать их чётче. Не используйте в качестве ключевых слов абстрактные, общие понятия. Например, «система», «анализ», «контроль». Представляете, сколько материалов выдаст система с похожими ключевыми словами. Кроме того, ключевые слова помогут вам найти подходящее издание для публикации.
5. Читатель смотрит на картинки.
Читатели часто смотрят на графические изображения и дальше не читают. Поэтому ваши графики и картинки должны быть понятными, информативными и носить каждая самостоятельное название. Не стоит именовать изображения «Рисунок 1», «Рисунок 2». Дайте читателю возможность ориентироваться в теме по вашим графикам.
6. Не увлекайтесь цитированием коллег из России и слишком большим количеством ссылок.
Статьи российских учёных «грешат» тем, что в них сделан подробный обзор работ отечественных учёных, но при этом нет ни слова о международной научной деятельности. Если вы хотите публиковаться в рейтинговых журналах, то ссылки на работы учёных из других стран обязательно должны быть. Так вы показываете редактору свою осведомлённость, вовлечённость в тему, а, следовательно, свою компетентность. Однако увлекаться излишним количеством ссылок не стоит. Среди цитирования должна быть прослежена ваша личная позиция.
7. Представьте редактору «pro» и «contra».
В вашей статье обязательно должна быть отражена дискуссия по вопросу. На фоне этой дискуссии результаты вашей работы смотрятся ценнее и значительнее. Необходимо дать редактору понять, насколько именно ваша работа позволяет продвинуться вперёд в исследуемой предметной области, дать ответы на актуальные вопросы.
8. Соблюдайте правила.
Не подавайте одну статью сразу в несколько изданий. Это не принято. И самое главное — не старайтесь «списывать» у коллег. Плагиат может сыграть с вами злую шутку. Редакторы сразу же выявляют такие факты. Это может отразиться на вашей карьере не самым лучшим образом. Кроме того, важен и тон переписки с редактором. Он должен быть вежливым и выдержанным. Если вы с чем-то не согласны, то лучше аргументировано изложить свои претензии с выкладкой фактов. Не стоит ограничиваться общими фразами и абстрактными претензиями. Кто знает, может, с этим редактором вас судьба сводит не в последний раз.
9. Ищите рецензентов на конференциях и в базах Scopus.
У статьи должно быть от 3 до 6 рецензентов. Причём это должны быть люди, с которыми вы не взаимодействовали в течение 3 ближайших лет. То есть это не могут быть ваши коллеги или друзья. Как их найти? Сходите на тематические конференции или поищите рецензентов по базе Scopus.
10. Привязывайте статьи к ORCID.
Однофамильцы среди учёных попадаются очень часто. Сидоровы, Петровы, Кузнецовы, Ивановы. Поэтому, чтобы ваша статья принадлежала именно вам «привяжите» её к своему профилю OCID. Ухаживайте за своими профилями в сообществах на Scopus и Mendeley.