Самолёты в старых очках: системы управления вооружением не поспевают за авиацией

30 ноября 2017
Самолёты в старых очках: системы управления вооружением не поспевают за авиацией
России необходимо иметь соответствующие перспективным авиационным комплексам средства поражения и управления вооружением, чем и определяется боевая эффективность, — портал «Военно-промышленный курьер» о маёвской разработке.

Возросшие скоростные и маневренные возможности самолетов, вертолетов и БЛА, характеристики авиационных средств поражения (АСП) требуют соответствующей информационной поддержки. Носитель и его оружие должны быть «зрячими». 

Для оптимизации финансовых, материальных, человеческих ресурсов и временных затрат целесообразно выделить наиболее принципиально важные направления, определяющие облик современных средств управления вооружением (СУВ) и прежде всего бортовых радиолокационных систем (БРЛС).

Удовлетворение требований повышения качества информационного обеспечения может осуществляться разными способами. Пока ещё не полностью исчерпало свои возможности эволюционное развитие СУВ, улучшение показателей эффективности традиционных режимов и способов обработки данных продолжается. 

Но на практике авиационные комплексы оснащены БРЛС и в целом СУВ третьего-четвертого поколений, которые ввиду присущих им недостатоков не отвечают требованиям разрабатываемых авиационных комплексов. Поэтому всё сильнее необходимость революционных изменений уже на базе конструкторских решений с использованием принципиально новых подходов.

«В четвертом поколении осуществлен возврат к не оправдавшему себя делению на подсистемы по физическому принципу действия» 
Чем боевая авиация располагает сейчас? До сих пор находящиеся в эксплуатации СУВ третьего поколения слабо приспособлены к модернизации как аппаратурного состава, так и математического обеспечения. Структура систем недостаточно рациональна. Однако и в четвертом поколении не удалось решить ряд проблем, имевших место ранее.

Так, точность решения боевых задач осталась почти на том же уровне, мало изменились показатели надежности, эксплуатационные характеристики. Осуществлен возврат к не оправдавшему себя ещё в первом поколении подходу, связанному с искусственным делением на подсистемы по физическому принципу действия, а не по решаемым задачам. 

Низкий уровень цифровизации снижает возможности аппаратной и функциональной интеграции. Недостатки и проблемы, характерные для СУВ четвертого поколения, приводят к существенному удорожанию стоимости их эксплуатации и неудовлетворительному использованию тактических возможностей носителя. Например, СУВ вертолёта Ка-52 (четвертое поколение) имеет низкие показатели надежности — 120–150 часов на отказ, солидный вес — 140 килограммов, высокую стоимость жизненного цикла и другие проблемы, присущие БРЛС разработки конца 90-х.

Разработанная Московским авиационным институтом радиолокационная система МБРЛС МФ2 и её модификации поколения «4++» соответствуют принципам построения радиолокационных систем пятого поколения, обеспечивают высокий уровень надежности. Они в два с половиной раза компактнее, весят 33–35 килограммов, имеют вдвое меньшую стоимость жизненного цикла, высокий уровень цифровизации, аппаратурной, функциональной интеграции и существенно большую помехозащищенность.

Семейство МБРЛС, созданное в МАИ, имеет модификации Ка, Х и Кu-диапазона, внутривидовую и межвидовую унификацию, может размещаться на различных летательных аппаратах, не нарушая схемотехнических решений. Сохраняя модульность построения, обладая стандартными внутренними и внешними интерфейсами, система легко адаптируется к летательным аппаратам любого типа. Замена антенной системы на активную фазированную (АФАР) или пассивную решетку (ФАР) для Ка-диапазона волн переводит эти БРЛС в разряд, соответствующий пятому поколению.

Создание многодиапазонной МБРЛС является технологическим прорывом — в ней сочетаются такие важнейшие свойства, как многофункциональность, масштабируемость, модульность и другие возможности. Из соответствующих компонентов можно собирать МБРЛС с требуемыми характеристиками и адаптировать ее для различных носителей. Такой совокупностью указанных выше свойств не обладает ни одна из известных российских РЛС.

Приходится сожалеть, что темпы обновления и модернизации радиолокационных систем на летательных аппаратах очень низкие, приблизительно раз в 10–15 лет и реже. Это не позволяет в полной мере использовать возможности современных носителей, снижает и боевую, и экономическую эффективность.

Основных причин несколько. Это недооценка роли и важности радиолокационных систем и в целом СУВ в повышении боевой и экономической эффективности летательных аппаратов, как следствие — недостаточное финансирование программ по ускорению оснащения ЛА новыми средствами управления вооружением. Усугубляет ситуацию отставание в разработке интегрированной высокочастотной элементной базы для радиолокационных систем и приборов специального авиационного назначения.

Мало внимания уделяется потенциалу исторически сложившихся школ в авиационной радиолокации — таких предприятий, как корпорация «Фазотрон-НИИР», Научно-исследовательский институт приборостроения имени В. В. Тихомирова, Государственный рязанский приборный завод... Попытки создания аналогичного оборудования на других предприятиях, не имеющих достаточного опыта, как минимум существенно увеличивают сроки. 

Поэтому следует прежде всего укреплять исторически сложившиеся научные школы в области авиационной радиолокации. Также необходимо больше внимания уделять специализирующейся на авиатехнике вузовской науке, где имеются большие теоретические и практические возможности ускорения создания качественных авиационных РЛС нового поколения.

Фото: comgun.ru

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2