Азартные состязания и инженерный нетворкинг: Форум технических видов спорта в МАИ

5 декабря 2017
1 декабря 2017 года в Московском авиационном институте прошёл финал II Форума МАИ по техническим видам спорта. Событие привлекло внимание множества талантливых мотивированных ребят из разных уголков России, которые приехали в МАИ, чтобы принять участие в спортивном празднике, проверить свои силы в инженерных компетенциях и пообщаться с другими энтузиастами технических видов спорта.

По итогу мероприятия экспертное жюри определило победителей в каждой из номинаций, которые получили сертификат в финал конкурсного отбора на маёвскую смену в лагере «Артек».

Собственный инженерный проект по робототехнике

От участников соревнований в компетенции «Робототехника» требовалось самостоятельно запрограммировать на языке Arduino мобильный шагающий робот, чтобы научить его выходить из лабиринта. Ребята, которые ранее не имели большого опыта в программировании, смогли убедиться, что робототехника, электроника и программирование могут быть доступны для изучения всем заинтересованным.​​

Чтобы уровнять стартовые возможности всех участников соревнований, за день до финала организаторы провели для спортсменов компетенции «Робототехника» предварительный тренинг. Здесь ребята разобрались с базовыми принципами работы робота и основными задачами компетенции.

Все работы в финале велись в режиме реального времени: юные спортсмены могли мгновенно на практике проверить разработанные ими алгоритмы, чтобы увидеть свои ошибки по программированию при выполнении очередного задания. 

Учитель физики из московской школы № 1514 Юрий Бобринёв с коллегами привёз на маёвский форум сразу две команды восьмиклассников.

— Опыт участия в такого рода соревнованиях стал для нас и ребят первым, — рассказывает Юрий Владимирович. — В ходе посещения форума мы не только даём возможность ученикам получить навыки программирования и посмотреть возможности контроллера Arduino, но и сами больше узнаем о маёвских наработках в сфере обучению робототехнике, чтобы помочь ребятам с проектной деятельностью в рамках школы.

За время шестичасовых соревнований борьба не утихала практически ни на минуту. Десять команд, по 4-5 человек в каждой, непрерывно вносили улучшения в разработанный ими алгоритм управления мобильным роботом, чтобы на практике проверить свои самые смелые гипотезы и суметь вывести робота из лабиринта за минимальное время. ​

Как и любым другим спортивным состязаниям, соревнованиям по робототехнике были свойственны нешуточные страсти и азарт. Ребята получали не только опыт программирования, но могли и потренировать свои навыки командной работы и креативность.

Преподаватель информатики и ИКТ из школы № 1551 Алексей Владимирович Неродигречка также привёз на соревнования две команды.

— Ребята занимаются по программе «Инженерный класс», с сентября начали изучать программирование микроконтроллера, пока разбирались только с электроникой, поэтому задачи форума для них являются новыми, — комментирует Алексей Владимирович.

По итогам финала соревнований бронзу компетенции получили две команды школы № 1551, серебро разделили команды 1212 и 1514 московских школ. Золотые медали, первое место и сертификат в финал отбора «Артек» получили восьмиклассники школы № 1514.

Комментирует участница команды-победителя Полина Прядко: «Самым сложным было скооперироваться с ребятами и понять, как улучшить время прохождения роботом лабиринта. Иногда робот скользил и шёл не по тем координатам, всё пришлось переделывать с учётом этой поправки».
Руководитель компетенции «Робототехника» Дмитрий Сурков, доцент кафедры 305, доволен тем, как прошли соревнования:

— Самым сложным для ребятам было разобраться тем, как работает программа и написать алгоритм, чтобы научить робота ходить по лабиринту. От участников требовалось решить: как будет поворачивать их робот, ориентируясь на датчики или на запрограммированное время? Сначала ребятам сложно было правильно настроить время , чтобы добиться поворота на заданный угол. Итогом соревнований стала конкурентная борьба, в которой все участники получили опыт проектной работы по электронике и программированию.

Быстрый старт в авиамодельном спорте

Школьникам, которые соревновались в компетенции «Авиамоделирование», предстояло испытать свои силы в изготовлении и пилотировании авиамоделей. От ребят требовалось собрать и отрегулировать собственную модель самолёта, после чего запустить её в полёт так, чтобы она пролетела максимально возможное расстояние.

Финал состязаний в компетенции «Авиамоделирование» состоялись в аэродинамической лаборатории МАИ. Для участия в соревнованиях по авиамодельному спорту на форум зарегистрировались не только московские школьники, но и ребята из самых разных уголков России, которые узнали о событии из социальных сетей университета.

Причём многие из участников приехали не только с нуля создать авиамодель, но и продемонстрировать уже ранее реализованные ими образцы.

Девятиклассник Александр Шаранов приехал на маёвский форум из Орла. — Я нашёл в интернете объявление о проведении этого форума и сразу решил принять участие, — рассказывает орловский школьник. С собой я привёз планер для отработки аэродинамики. Пока я в аэродинамике совсем не разбираюсь, но хочу получить больше знаний в этой области: для меня она очень сложная и интересная.

Конечно, создание авиамоделей для соревнований потребовало от участников состязаний определённых знаний и умений. И так как не все из собравшихся в этот день в аэродинамической лаборатории уже имели опыт такого рода технического творчества, то начался финал форума с вводной лекции, которая познакомила ребят с особенностями проектирования и запуска авиамоделей.

Прочитал вводную лекция юным спортсменам член Авиамодельного спортивного клуба МАИ Эмиль Нагиев.

— Нам важно привить ребятам любовь к технике и показать перспективы технического творчества. Часто, поступая в институт, абитуриенты технических специальностей не очень хорошо представляют себе, как на практике можно реализовать полученные знания, — комментирует эксперт. — Технические виды спорта не только закладывают необходимый для дальнейшей успешной учёбы базис, но и учат ребят работать с инструментом, с материалом, разбираться в соединениях, познавать физику процессов на примере моделей самолётов. Так можно не только получить большой запас практических знаний, которые потом упрощают жизнь в институте, но и на личном опыте понять, в каком именно инженерном направлении абитуриенту интересно развиваться в дальнейшем.

После окончания вводной ознакомительной части участники форума смогли своими глазами увидеть, как проходит управление самыми современными образцами беспилотных летательных аппаратов. Своё мастерство будущим инженерам продемонстрировали действующие участники маёвской школы дронрейсинга, которые приняли самое активное участие в подготовке и проведении форума. Студент факультета «Авиастроение» Руслан Темнов занимается авиамодельным спортом в МАИ уже не первый год. И, конечно, не смог остаться в стороне от организации форума.

— С самого начала своей учёбы я активно влился в деятельность клуба, занялся гоночными дронами и летающими крыльями, — рассказывает Руслан. — До этого у меня уже был опыт работы со школьниками: на втором курсе я ездил преподавателем в Артек. Тогда получилось заинтересовать ребят технологиями беспилотников и 3D-печати. Причём интерес школьников был настолько силён, что уже по возвращении со смены со мной связались ученики: попросили продолжить преподавать, но уже на базе Авиамодельного спортивного клуба МАИ. И теперь каждую неделю к нам приезжает несколько учеников, и мы с ними занимаемся и летаем в «трубе», — улыбается Руслан. — Поэтому я, конечно, был рад присоединиться к организации форума: это отличный шанс показать все наши наработки и поделиться опытом.
Завершив практическую часть форума, участники перешли к практической работе и непосредственно соревнованиям. Каждый юный спортсмен собрал собственную модель самолёта, которую было необходимо доработать для увеличения дальности полёта. Ребятам потребовалось применить теоретические знания и смекалку, чтобы создать максимально сбалансированную модель, которая будет обладать оптимальными характеристиками.

 ​​

По итогам финала соревнований в компетенции «Авиамоделирование» третье место занял Андрей Лукьянцев, серебро получил москвич Максим Ковалёв из школы № 830. Лидером же соревнований и обладателем золотой медали и сертификата в финал отбора на маёвскую смену в «Артек» стал Александр Коблов из Иваново. Саша обрадовался не только победе, но и тем возможностям для общения, которые получил, побывав на форуме.

 — Здорово, что здесь собрались ребята-моделисты, с ним интересно общаться, это особая атмосфера. Сейчас мало проходит собраний моделистов, поэтому мне важно было не пропустить такое событие, — рассказал победитель.
Покидая форум, ребята забрали с собой созданные ими модели самолётов, чтобы в дальнейшем продолжить работу по доработке и улучшению их характеристик.

В этот день было

Задана разработка проекта самолета Т-4
Состоялся первый полет самолета-амфибии Бе-8
Родился летчик-испытатель В.В. Беспалов